Найти тему

Памятник радикулиту

Источник: kmkmuzey
Источник: kmkmuzey
«- Давай! - скомандовал толстячок. Транспарант осветился.
Остап посмотрел вниз, на толпу. Розовый свет лег на лица.
Зрители засмеялись. Потом наступило молчание… «Скрябин» уже пристал к Васюкам, и с парохода можно было видеть ошеломленные лица васюкинцев, столпившихся на пристани».

Далее описание «эпического, монументального полотна»:

«Рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с транспарантом Остапа показался бы музейной ценностью. Вместо сеятеля, разбрасывающего облигации, шкодливая рука Остапа изобразила некий обрубок с сахарной головой и тонкими плетьми вместо рук».

Это известная сцена из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Остап Бендер представляет публике результат своих «великих трудов» по созданию агитационного транспаранта под названием «Сеятель».

Несколько ранее авторы романа наблюдали подобную реакцию ошарашенных зрителей при открытии памятника Вацлаву Воровскому около здания наркомата иностранных дел в Москве. Там они присутствовали в качестве репортёров.

Митинг у памятника Воровскому, 1924 г. Источник: art.wikisort.org
Митинг у памятника Воровскому, 1924 г. Источник: art.wikisort.org

История, одновременно простая и трагикомическая, до сих пор вызывает вопросы.

Вацлав Вацлавович Воровский, полномочный представитель РСФСР и УССР в Италии в составе советской делегации принимал участие в Лозаннской конференции в Швейцарии. Там он был убит выстрелами Мориса Конради – антикоммуниста, яростного противника советской власти. Это произошло 10 мая 1923 года .

Это был не первый, и, к сожалению, не последний случай, когда негативное отношение к стране выливалось в убийство её представителей (например, гибель Александра Грибоедова и посла России в Турции в 2016 году). Не хочу оправдывать террористов, и даже не отношусь к ним с пониманием. Но думаю, что о такой опасности не стоит забывать отдельным современным дипломатам, которые дополнительно провоцируют насилие своим некорректным, да просто хамским поведением.

К годовщине трагического события, произошедшего в 1923 году, было решено поставить памятник на площади около здания Народного комиссариата по иностранным делам (теперь это МИД).

Скульптор, которому было поручено создание памятника, имел профессиональное художественное образование. Кроме того, он некоторое время был связан с Воровским по работе, поэтому хорошо представлял себе его облик.

Тем не менее, результат его работы повергал в шок: Воровский изображён в очень странной позе – то ли он пляшет вприсядку, то ли травит анекдоты в кругу собутыльников.

-3

Достоверно не известна причина, по которой скульптура получилась такой нелепой. Существует не менее трёх версий. По первой, деформация произошла из-за того, что осела восковая модель памятника перед отливкой. По второй, герой памятника был изображён в тот самый момент, когда произошло смертельное ранение.

Наиболее вероятным считается предположение, что художник создал излишне натуралистичный образ Воровского. Перенесённый ревматизм отразился на пластике его движений, а жесты рук выдают в нём очень эмоционального человека.

Как скульптурный портрет он, мне кажется, совсем не плох. Лучше, чем безжизненные истуканы, которых создают некоторые современные скульпторы.

И всё же эта работа слишком не формальна и не отвечает статусу монумента в честь государственного деятеля.

Памятник получил от народа сразу несколько обидных эпитетов: «пьяный хромой», «танцующий хромой», и, наконец, «памятник радикулиту».

Его разместили подальше от дороги, где он попадался бы на глаза не слишком многим прохожим. Но от этого не стал более уместен.

В постперестроечное время многие памятники советским государственным деятелям в исполнении выдающихся скульпторов нашли своё пристанище в московском парке искусств «Музеон». Думаю, что памятник Воровскому мог бы составить им достойную компанию.

Друзья, если статья вам интересна, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал