Найти в Дзене
Против шерсти

Принципы глубинного консерватизма

Большая часть известной нам истории человечества проходила при бесконечных конфликтах, вопиющей несправедливости, взаимных упрёках, ущемлениях, бунтах, войнах. С чем это связано? Полагаю с отсутствием единой ценностно-идеологической и как следствие единой законодательной платформы. В самом деле, в обществе постоянно меняется мораль, идеология, законы, нормы и правила поведения. О порядке и стабильности порой говорить не приходится. А вот в животном мире такого не наблюдается, там царит стабильность и порядок, и даже не самый лучший принцип поедания одних видов другими уравновешивается. В результате виды существуют миллионы лет, не деградируют, а напротив совершенствуются. В чём причина? Полагаю в том, что в животном мире всё основано на едином морально-дисциплинарном фундаменте, который создала сама природа. Что характерно и в человеческих обществах, по сей день живущих родо-племенным строем, мы видим то же самое. Не указывает ли это на то, что основой человеческого сообщества могут бы

Большая часть известной нам истории человечества проходила при бесконечных конфликтах, вопиющей несправедливости, взаимных упрёках, ущемлениях, бунтах, войнах. С чем это связано? Полагаю с отсутствием единой ценностно-идеологической и как следствие единой законодательной платформы. В самом деле, в обществе постоянно меняется мораль, идеология, законы, нормы и правила поведения. О порядке и стабильности порой говорить не приходится.

А вот в животном мире такого не наблюдается, там царит стабильность и порядок, и даже не самый лучший принцип поедания одних видов другими уравновешивается. В результате виды существуют миллионы лет, не деградируют, а напротив совершенствуются. В чём причина? Полагаю в том, что в животном мире всё основано на едином морально-дисциплинарном фундаменте, который создала сама природа. Что характерно и в человеческих обществах, по сей день живущих родо-племенным строем, мы видим то же самое.

Не указывает ли это на то, что основой человеческого сообщества могут быть только и исключительно законы, принципы, правила, ценности и порядок, установленные природой? Но никак не самими людьми.

Эта мысль легла в основу глубинного консерватизма, определения позаимствованного у Арне Нейса, который ввёл понятие «глубинная экология». Необходимость в некотором реформировании консерватизма состоит ещё и в том, что со времён классиков – Эдмунда Бёрка и Жозефа де Местра эта идеология претерпела изменения и не самые лучшие, распавшись на ряд течений. Хотя само консервативное мировоззрение прошло через тысячелетия истории – с первых форм социумов и до настоящего времени.

Выделяют четыре основных типа консерватизма: традиционализм (фундаментальный консерватизм), либеральный консерватизм, социал-консерватизм и «революционный консерватизм». Причём данная типология не исчерпывает всего многообразия консервативных идей, течений и направлений. «Можно уверенно утверждать, что различия между современным консерватизмом и современном либерализмом, во многом, чисто косметические», – отмечает Олег Финодеев на сайте «Проза.ру».

Википедия отмечает, что «не существует чётко выверенного идеологического консервативного базиса с определёнными политическими и идеологическими идеалами, специфически подходящими под определение самого консерватизма». Этот очевидный недостаток предстоит исправить глубинному консерватизму.

В целом консервативную идеологию отличает приверженность традиционным порядкам. В её основе лежит сохранение существующих традиций и наработанных ценностей.

-2

И здесь имеет место принципиальное отличие традиционно трактуемого и глубинного консерватизма. Последний полагает приверженность космическим (всемирным) порядкам и вселенским ценностям и законам, а не человеческим наработкам.

Перечислю основные принципы глубинного консерватизма.

1. Главный принцип глубинного консерватизма – природный принцип.

Природа выше и значимее человека. Человек – часть природы и потому всецело подчиняется её законам, порядкам и принципам. Природа является и главным источником знаний. Все законы и правила общежития, что устанавливают люди, исходят из законов и правил природы, являясь их приложением к конкретному обществу и государству.

2. Признание человеческим сообществом своей независимости и автономии от природы является грубейшим нарушением глубинного консерватизма.

3. Такие антиприродные идеологии и жизнеустройства как антропоцентризм, видовая дискриминация, либерализм, капитализм, демократия, охлократия, олигархия должны быть запрещены на международном уровне. Расизм, фашизм и нацизм не называю поскольку они уже запрещены.

4. Недопустимо грубо вмешиваться в жизнь природы без оглядки на неё саму, беззастенчиво грабить её. У природы можно только брать в долг. Бизнес на природе должен быть причислен к тяжким уголовным преступлениям.

5. Принцип лучших из лучших.

Данный принцип был разработан независимо в Древней Греции и Древнем Китае и лёг в основу меритократии. Его суть кратко выразил Сюнь-Цзы: «Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применять меры наказания».

Глубинный консерватизм признаёт меритократию наивысшей формой государства.

-3

6. Принцип неравенства.

Глубинный консерватизм полагает грубейшим нарушением социальной справедливости демократический принцип всеобщего равенства. Ни в коей мере не могут быть равными добропорядочные граждане и никчёмные прожигатели жизни. Признаётся только одно равенство между людьми – равенство возможностей, которое позволяет любому достойному члену общества достичь самых больших высот в общественном положении.

7. Принцип иерархии.

Природа построена по принципу иерархии. Это можно пронаблюдать на примере стад и стай социальных животных, племён живущих родовым строем, традиционных человеческих обществ. Будучи вселенским принципом иерархия складывается естественным путём в любых группах и объединениях (армии, тюрьмах, детских лагерях, школьных классах и т.д.) Этому посвящена культовая повесть Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

Иерархический инстинкт присущ человеку, как и другим высокоорганизованным животным. «Иерархичность общественного устройства несомненно связана с существованием в нашем мозгу структур, ответственных за наблюдение иерархических отношений», – писал Валерий Чалидзе. – Устойчивые иерархические структуры в обществе показывают, что мы унаследовали от наших предков статистическое распределение врождённых параметров. Например, структура армейских подразделений на протяжении тысячелетий основывается на разделении армейской массы на группы в 10 – 15 человек, что приблизительно соответствует численности групп многих приматов».

8. Принцип каждому по заслугам.

Ценность любого государства, народа, общества, отдельной личности определяется только и исключительно общественной пользой, вкладом в развитие цивилизации и пользой окружающей природе.

В любом государстве необходим механизм, взвешивающий вклад каждого индивида в общее дело. Только на основании этого вклада можно судить о месте человека в обществе. Достойные должны быть наверху социальной лестницы, недостойные – в самом низу.

9. Принцип разумного аскетизма.

Природа не признаёт излишеств, ей чужды праздность и бесцельное существование. Подобные явления, имеющие место только среди людей, уничтожают человеческую сущность. Лица, нарушающие данный принцип, на законодательном уровне должны быть подвергнуты экономическим санкциям, а излишние богатства конфискованы в пользу государства.

-4

10. Принцип разумного гуманизма

Что выбрать – заботу о каждом отдельном человеке или заботу о народе в безликой массе?

Первую точку зрения отстаивают либералы, вторая, по их критике, процветала в СССР. Глубинный консерватизм полагает во всём следовать золотой середине. В данном случае предполагается индивидуальный подход, а именно: чем значимее личность, тем большей заботой она окружена и наоборот.

Современное общество проповедует извращённую форму гуманизма – при прочих равных обстоятельствах оказывает помощь больным и увечным, а не самым общественно полезным. Результатом этого является отрицательный естественный отбор, который приводит к вырождению нашего вида. В природе же обстоит с точностью наоборот. Поэтому должна быть на законодательном уровне закреплена приоритетная помощь наиболее значимым гражданам, затем законопослушным и добропорядочным, и в последнюю очередь всем прочим.

Согласно заключению многих учёных и экспертов-футурологов, человечество своими неуёмными аппетитами и раздутой до вселенских масштабов личной свободой приближает глобальную экологическую катастрофу. Целый ряд аналитиков сходится во мнении, что нынешний век нам не пережить, и рукотворный апокалипсис произойдёт наиболее вероятно в 40-50-е годы нашего столетия.

По единодушному мнению экспертов, спасение возможно лишь в случае перехода всей цивилизации к жизнеустройству в полном согласии с природой и разумным аскетизмом. Полагаю, что глубинный консерватизм подходит для этого в наибольшей степени. Он способен также предотвратить тотальную деградацию человечества, которая происходит на наших глазах. Поэтому за глубинным консерватизмом не просто будущее, а единственно возможное будущее.