аконодательно смертная казнь была установлена на Руси в конце XIV века — до этого даже самые тяжкие преступления наказывались лишь штрафом. Поначалу казнь применялась к преступникам-рецидивистам, совершившим кражу трижды. Позже к преступлениям, достойным смерти, добавилась кража из церкви, поджог, государственная измена...
Со временем список злодеяний, за которые можно было лишиться жизни, только расширялся.
Согласно статусу
Что касается видов казни, то чаще всего на Руси применялось два: повешение и отсечение головы. Последнее — удел «благородных» преступников, имеющих дворянское происхождение. Это была своеобразная дань их высокому статусу. Обычно такие казни совершались публично и собирали толпы зевак. Впрочем, обычное «крестьянское повешение» тоже пользовалось успехом у публики.
Но самым интересным было, конечно, четвертование — последовательное отрубание конечностей, а потом головы. Его применяли редко, например, за государственную измену. В частности, к четвертованию был приговорен Емельян Пугачев. Но, по личному указу самой императрицы Екатерины II его решено было не мучать, поэтому первым делом палач отсек голову, а лишь потом конечности. Фактически бунтовщику была «пожалована» благородная казнь.
«Нечистая» смерть
Так в народе называли казнь через повешение, которая все же не была уделом исключительно простолюдинов. Обычно для устрашения и в назидание тела казненных оставляли на виселицах. Считалось, что при таком виде смерти душа остается неуспокоенной — отсюда и название. Что касается наказания дворян повешением, то наиболее яркий пример — казнь пяти декабристов-организаторов. Впрочем, поначалу Николай I готовил им куда более позорную и мучительную смерть через четвертование. Еще более 30 участников того мятежа были приговорены к отсечению головы. Но позже император смиловался, заменив отсечение пожизненной каторгой, а четвертование — повешением.
Гражданская казнь
Был на Руси и особый вид наказания для дворян — гражданская казнь или шельмование. Совершалось оно обычно прилюдно. Приговоренного лишали дворянского звания, титулов и всех сословных привилегий, ломали его шпагу, а к возведенной виселице прибивали табличку с именем осужденного. Таким образом ему сохраняли жизнь, но он как бы «умирал» в глазах дворянства, становясь обычным простолюдином. Для многих это было хуже смерти…