В 20-е годы в Советском Союзе какие-никакие танки имелись, вот только они не могли самостоятельно пройти даже 100 километров, и их постоянно приходилось перевозить с места на место по железной дороге, что существенно ограничивало возможности их применения. Главная проблема, по которой большое расстояние имевшимся на вооружении РККА танкам было не покорить, заключалось в гусеницах, ибо они имели крайне малый ресурс ход и постоянно выходили из строя. Были и другие причины, что в конечном итоге привело к решению поднять вопрос о создании нового танка. Случилось это в октябре 29-го года – именно тогда в Реввоенсовете подвели неутешительные итоги по поводу того, что советская промышленность, которая могла бы заняться строительством тяжелых машин, сильно устарела, а потому ни один тип современных танков самостоятельно создать не сможет. Вскоре после этого, 5 декабря, в США отправились специальные люди от “оборонки” с целью купить в Америке некоторые образцы вооружений, а также получить всякую возможную помощь для налаживания производства этих вооружений на территории СССР.
В США советские спецпредставители остановили свой выбор на модели танка Джона Кристи. Уже 28 августа СССР закупил 2 шасси от этих машин, а также запасные детали к ним, а к концу лет на территорию Советского Союза и прибыла вся необходимая документация, в том числе и необходимые для производства чертежи. Тем временем в США создали для СССР этих “танка”, только без оружия и башни. По документам они проходили как обычные тракторы – это и позволило перевезти их в Советский Союз без особых трудностей уже в начале 31-го года. Сразу после этого советское военное руководство приступило к испытаниям танка, и по их результатам 13 февраля 31-го года приняло машины под обозначением БТ-2 на вооружение РККА.
Производить БТ-2 первоначально планировали в городе Ярославль, на местном автозаводе, однако довольно быстро стало понятно, что данный завод с такой сложной задачей не справится. Тогда было создано новое конструкторское бюро, которое располагалось при заводе в Харькове – вот именно там, на ставшем позже легендой заводе, и стали собирать танки БТ-2. Производство машины стартовало после введения спецпротокола “О танкостроении” от 23 мая 31-го года.
В изначально задуманном варианте БТ-2 представлял собой вооруженную 37-мм орудием Б-3 и пулеметом ДТ калибром 7,62 машину. Однако в необходимом объеме советская промышленность выпуск пулеметов и пушек осилить не смогла, а потому в некоторых случаях вместо них танки вооружались авиационными пулеметами ШКАС. Но даже этого в достатке сделать не смогли, и примерно половина из всех выпущенных машин вообще никакого вооружения не имела.
Производились танки БТ-2 совсем недолго – с 31-го по 33-й год. За это время Харьковским заводом было выпущено 617 единиц техники. Позже место БТ-2 на заводе заняло производство уже более совершенных моделей БТ-5. Что касается БТ-2, то практически с самого начала своего поступления в РККА, они стали рассматриваться исключительно как учебные. Машины эти хоть и имели впечатляющие характеристики в плане скорости и маневренности, были совсем ненадежными и часто ломались, что еще более усугублялось отсутствием хороших кадров для обслуживания танков. Но в сложные времена, например, в советско-финскую и Великую Отечественную войну, БТ-2 все же ставили в строй и отправляли в бой, где они ничем особым, кроме потерь, не отметились. Последнее боевое применение БТ-2 было зафиксировано в 44-м году. А до нашего времени ни одной машины данного типа не сохранилось.
Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы: