Бытует представление о том, что наш мир всего лишь один из бесконечного множества параллельных Вселенных, оно базируется на квантовой теории, которая зародилась в начале ХХ века и в наше время поражает разум своей революционностью. В научной среде квантовая теория дала толчок для опровержения большинства базовых физических объективных представлений о мире. Она же дала новое дыхание в развитие философской мысли и основу для для мистического и художественного творчества. Идея о том, что существует версия мира, в котором реализуемы любые фантастические сценарии выглядит захватывающей и интригующей, а приводимые сторонниками квантовой теории объяснения запутанны и пространны. В данной статье хочу донести, где в фундаменте квантовой теории заложены ошибки и как в итоге это новая научная дисциплина пришла ложным выводам и обобщениям.
Для понимания вопроса основ квантовой теории стоит обратиться к ее основе, эксперименту Томаса Юнга (1773-1829, первая публикация опыта в 1803 году), который впервые показал волновую природу света. Опыт рассматривался как опровержение взглядов на свет как частицу (корпускулярная теория Ньютона "свет это частица"). Не вдаваясь в детали двухщелевого эксперимента Юнга, который прекрасно описан во множестве источников, отмечу лишь что он впервые задал проблематику двойной природы света, частиц и материи, которые при определенных условиях ведут себя как поток частиц (корпускулярная теория) или волна (волновая теория света).
Этот эксперимент считается доказательством того, что свет и материя могут проявлять себя и как волны, и как частицы, что получило название корпускулярно-волновой дуализм и стало отправной точкой развития квантовой теории. Один из ее отцов-основателей Ричард Фейнман (1918-1988) говорил о дуализме природы света в эксперименте Юнга как о "явлении, которое невозможно объяснить каким-либо классическим способом, и в котором заложено сердце квантовой механики. В действительности оно содержит единственную тайну". С этой тайны и дальнейших мысленных упражнений и началась мистерия квантовой теории, однако в трактовке эксперимента Юнга лежит ошибка рассуждения, называемая ложной дихотомией (ложная дилема): сам принцип "либо одно, либо другое" неприменим для объективного понимания реальности. Двоичная логика при попытке объяснения корпускулярно-волнового дуализма не дает никакого иного варианта, кроме заданных двух - свет либо частица либо волна.
Попробуем применить при трактовке эксперимента Юнга метод логической триады Гегеля (тезис, антитезис, синтез) и получаем результат: свет это поток частиц, распространяемых по электромагнитной волне. Упрощенно говоря, фотоны распространяются "верхом" на колебаниях электромагнитной волны, что полностью соответствует классической физике. Отказываясь от упрощенной бинарной логики "либо одно, либо другое" и применяя триаду Гегеля (ее развитие в математике и информатике известно как трехзначная логика Яна Лукасевича, 1878-1956), мы возвращаем понимание эксперимента Юнга в пространство консервативной науки и лишаем какой-либо "тайны квантовой механики", о которой говорил Ричард Фейнман. Сам принцип движения частицы согласно заданной электромагнитной волне хорошо наблюдаем в механизме работы кинескопных телевизоров. В их электронно-лучевой трубке поток электронов отклоняется под действием электромагнитного излучения, формируя на экране изображение, и это полностью подтверждает, что свет это частица, движущаяся по электромагнитной волне.
Заложенная в трактовке эксперимента Юнга ложная дихотомия, ограниченная лишь двумя взаимоисключающими вариантами (свет или волна, или частица), заставил найти ей объяснение: волновые свойства света при наблюдении прекращаются и в моменте фиксируется поведение света как частицы. Безусловно, давать объяснения необъяснимому задача сверхсложная, и дальнейший путь логических ошибок привел к сложному и запутанному представлению о природе частиц. Ярко эти мыслительные упражнения описывает британский популяризатор науки Джон Гриббин. В его трактовке волновая функция частиц, позволяющая им находится в широкой области пространства, быстро исчезает в момент обнаружения электрона и мы можем наблюдать его точное местоположение (так называемый коллапс волновой функции). По окончанию наблюдение волновая функция возникает заново во всем пространстве. Сама идея влияния наблюдение на природу частиц оказалась весьма увлекательной, и в нарастании дальнейших ошибок при рассуждении возникает мысленный эксперимент, широко известный как эксперимент с котом Эрвина Шредингера (1887-1961, сам эксперимент озвучен в 1935 году).
Кратко опишу этот эксперимент, в котором понятие коллапса волновой функции развивается до понятия суперпозиции, допускающей одновременную возможность существования двух природ и состояний частиц и материи, яркий полет свободной мысли. В воображаемом эксперименте Шредингера кот помещен в закрытую коробку с механизмом, который может в случайном (хаотичном) режиме убить его или оставить живым. Работа данного механизма не управляема ни наблюдателем извне, ни самим котом, потому итог его работы (кот жив или мертв) будет известен наблюдателю лишь в момент открытия коробки. Сторонники квантовой теории описывают состояние кота до открытия коробки как суперпозицию, допускающие волновую возможность кота быть в обоих состояниях, и живом, и мертвом, а момент открытия коробки и наблюдение кота как момент коллапса волновой функции (кот жив, либо мертв).
Если при трактовке эксперимента Юнга была допущена ошибка в виде ложной дихотомии (свет частица или волна, третьего не дано), то в трактовке мысленного эксперимента Шредингера виден пример софизма, то есть подмены тезиса в ходе рассуждения. Фактическое состояние кота подменяется понятием "знание наблюдателя о коте", и дальнейший вывод о возможности пребывания кота в обоих состояниях - логическая ошибка в форме подмены тезиса. Субъективное знание о состоянии кота никак не связано с объективным его состоянием, потому понятие суперпозиции в описании кота до открытия коробки - когнитивное искажение реальности, в котором частное суждение подменяет объективное состояние. Понятие суперпозиции в контексте трактовки эксперимента Шредингера соответствует определению софистики: нарушение правил логики через подмену понятий и ложную аргументацию.
Искренне верю, что умысла ввести в заблуждение Эрвин Шредингер не имел, и на мой взгляд сам посыл его мысленного эксперимента был именно в демонстрации абсурдности некоторых положений квантовой теории научному сообществу. Однако, в итоге выводы из эксперимента с котом последовательно привели к появлению третьего уровня заблуждений квантовой теории - понятию о Мультивселенной, то есть гипотетическому множеству реального существования параллельных вселенных, в которых реализуемы все возможные сценарии бытия. Подобно тому, как иезуитские мудрствования средних веков давали пространные метафизические плоды, современная научная схоластика возвращает нас в пространство мистики и догадок, но уже с применением научной терминологии.
Теория мультивселенной не нова, и ранее уже существовала в эзотерике, мистике и литературе. Ее вторая жизнь в контексте квантовой теории началась в 1957 году в формулировках Хью Эверетта (1930-1982), причем его версия мультивселенной основывается на отрицании коллапса волновой функции (то есть редукции волновой функции в момент измерение, переход от суперпозиции к одному из возможных двух состояний, так называемая Копенгагенская интерпритация волновой механики). Мультивселенная Эверетта образованна явлением квантовой сцепленности, и эта теория достойна отдельного изучения и рассмотрения. Нельзя отрицать революционность новых исследований, демонстрирующих феномен связи разделенных в пространстве фотонов, при которых свойства одного фотона из пары мгновенно меняются при изменении другого, то есть наблюдается взаимосвязь направления движения, спиральности частицы. При этом необходимо критически пересмотреть фундаментальные положения квантовой науки. Ошибочные утверждения и выводы, которые совершены на стадии становления квантовой теории, не дадут возможности качественному развитию этой науки. Вероятнее всего, теория мультивселенной в итоге не будет доказана и подтверждена, слишком много сомнительного лежит в ее фундаменте, но это понятие как форма новой религии версии 2.0 уже явно существует.