"Глазки, дитятко, закрой,
Спи, покуда спится.
Мир лежит перед тобой,
Трудно ошибиться…
Ласки, танцы до упаду,
Имя, кровь, земные клады…"
Всем привет🙃
Сегодня я продолжаю рассказывать о кладбищенских буднях Никта Оуэнса, его особых способностях и новообретенной семье мертвых. Я уже говорила о том, что Нил Гейман очень глубоко создает воздушные, но вполне осязаемые человеческие миры, где каждый найдет свое место под Солнцем и Луной, так что будет интересно!
Разношерстное окружение
Первый момент, затянувший меня в "Историю с кладбищем" - это безумно разнообразное окружение Никта. Мальчик вырос среди людей, по которым в прямом смысле можно изучать историю, ведь на кладбище можно найти как могилы из глубокой древности, так и совсем свежие, еще не ощутившие прикосновения времени.
Среди множества обитателей кладбища Никт обрел первых друзей-ровесников, которые жили еще в викторианское время и погибли в раннем возрасте.
"Никт фыркнул и ушел, пиная воображаемые камни, в северо-западную часть кладбища. Там разрослись настоящие джунгли, с которыми не могли справиться ни смотритель, ни местное Общество друзей кладбища. Никт разбудил целую семью покойных викторианских детей - все не дожили до десяти лет - и поиграл с ними в прятки."
Также в земле, полной древностей, был похоронен и Гай Помпей, что пришел сюда через сто лет после первых римлян.
"- А кто на кладбище самый старый?
Никт нахмурился.
- Наверное, Гай Помпей. Он приехал сюда через сто лет после первой высадки римлян. Он мне рассказывал. Ему еще дороги понравились.
В лунном свете волосы старого римлянина казались белыми. Под тогой, в которой его похоронили, были толстые шерстяные гетры и телогрейка: он жил в холодной стране на краю мира; холоднее ее разве что Каледония, где люди больше походят на зверей и кутаются в рыжие шкуры. Даже Риму их земли без надобности. Вскоре этих дикарей отгородят большой стеной, и пусть сидят себе в своей вечной мерзлоте."
Больше всего у Никта вызывала интерес и страх упырья дверь, то есть могила, которую затерли своими прикосновениями упыри. От подобного места лучше держаться подальше, ведь эти мерзкие существа могут затащить к себе во мрак (потом последует череда приключений и сражений с упырями, так что читайте, будет интересно!).
"На каждом кладбище найдется могила, облюбованная упырями. Побродите по старым дорожкам, и вы непременно ее увидите: всю в потеках, сколах и трещинах, заросшую чахлой травой и сорняками. От надгробия веет холодом, имя покойника стерлось. Статуя - если она была - или без головы, или покрыта мхом и плесенью, отчего похожа на гриб. Если вам кажется, что могила пострадала от рук вандалов, это упырья дверь. Если при виде могилы вам хочется убежать подальше, это упырья дверь.
На кладбище Никта тоже была такая могила.
Она есть на каждом кладбище."
Однажды Сайлес (опекун и любимый собеседник Никта) познакомил ребенка с мисс Лупеску, приехавшей из самой Румынии, чтобы поделиться с ним своими обширными познаниями.
Сначала мальчик не особо был рад новому знакомству с женщиной-оборотнем, но спустя какое-то время проникся симпатией к строгой учительнице.
"- Никт, - сказал Сайлес, - это мисс Лупеску.
Наружность мисс Лупеску нельзя было назвать приятной: кислая мина, седые волосы (хотя сухощавое лицо казалось не таким уж старым), кривоватые зубы. Мисс Лупеску была в просторном макинтоше и мужском галстуке.
- Здравствуйте, мисс Лупеску, - сказал Никт.
Мисс Лупеску ничего не ответила, только втянула носом воздух. Потом сказала Сайлесу:
- Так. Значит, это он.
Она встала и обошла вокруг Никта, раздувая ноздри, словно обнюхивая его."
Жили на кладбище и знатные люди - герцог Вестминстерский и епископ Бата и Уэлльса, носящиеся среди могил на своих костлявых ногах.
"Вверх по улице бежали герцог Вестминстерский, достопочтенный Арчибальд Фицхью и епископ Бата и Уэллса - неслись все дальше и дальше, тощие и жилистые, кожа да кости в лохмотьях. Юрко скакали из тени в тень, то рысью, то галопом, по-лягушачьи врастопырку прыгали через мусорные баки, проворно прятались от света фонарей за заборами.
На вид они были почти как люди, только ростом поменьше, будто хорошенько провялились на солнце, и вполголоса приговаривали:
- …Ежели ваша светлость имеет хоть малейшее понятие, к каким чертям нас занесло, пусть соблаговолит ответить. Если же нет, пусть заткнет свое поганое хлебало!
- Ваше преосвященство, я всего лишь сказал, что чую где-то рядом кладбище, носом чую…
- В таком случае, ваша светлость, я бы тоже его учуял, ведь нюх у меня лучше вашего!.."
Человек-индиго и СЛИР напугали меня в детстве больше всего, они окружены запахом смерти и тьмой, которая так и норовит заполучить как можно больше свежих душ.
"Нижний зал оказался небольшим и похожим на пещеру. Посредине лежала каменная плита, а в углу виднелся низкий выступ с какими-то мелкими вещицами. Под ногами валялись кости, на вид совсем древние; там, где лестница соединялась с залом, Никт увидел иссохший труп в обрывках длинного коричневого плаща. Наверное, решил мальчик, это тот самый юноша, который мечтал о богатствах, - поскользнулся в темноте и упал.
Вокруг них раздалось шуршание - словно по сухим листьям поползла змея. Скарлетт стиснула руку Никта.
- Что это? Ты видишь что-нибудь?
- Нет.
Скарлетт то ли охнула, то ли ойкнула: значит, сама что-то увидела, понял Никт.
В конце пещеры загорелся свет, и прямо из каменной стены вышел человек. Скарлетт подавила крик.
Это был хорошо сохранившийся, но очень старый труп, весь разрисованный сине-фиолетовыми узорами (татуировка цвета индиго, подумала Скарлетт). На шее у него висело ожерелье из длинных и острых клыков.
- Я хозяин этой пещеры! - гортанно и едва понятно произнес труп. - Я храню ее сокровища!
Его глаза, обведенные синими кругами, казались огромными, как у филина."
Меня очень трогала дружба Скарлетт и Никта! Они учили друг другу тому, что успели вынести за шесть лет жизни из своих миров, Никт рассказывал о разных исторических событиях и обитателях могил, а Скарлетт - о событиях, недавно произошедших в мире живых.
Скарлетт недавно переехала с родителями в дом, находящийся рядом с кладбищем, поэтому ее отец позволял ей иногда погулять по этому мрачному на первый взгляд месту, чтобы провести хотя бы немного времени на природе.
"Каждый будний день после обеда друзья вместе гуляли по кладбищу, водили пальцами по надписям, иногда переписывали эпитафии. Никт сообщал Скарлетт все, что знал про обитателей этой могилы, мавзолея или гробницы, а она рассказывала о том, что прочитала или услышала, или просто о большом мире: об автомобилях, автобусах, телевидении и самолетах (Никт видел их высоко в небе, но думал, что это такие шумные серебристые птицы, и не очень ими интересовался). Зато Никт мог рассказать о том времени, когда люди в могилах были живыми: например, как Себастиан Ридер ездил в Лондонтаун и видел королеву - толстую тетку, которая сердито глазела на всех из-под меховой шапки и не понимала ни слова по-английски. Себастиан Ридер не помнил, как звали королеву, но сказал, что вроде бы долго она не правила."
Гражданин Кладбища
Как гражданин кладбища Никто Оуэнс имел несколько интересных способностей: он умел растворяться, когда нужно, ходить сквозь предметы и становиться незаметным среди теней.
Люди, приходящие к могилам, никогда не замечали Никта, он сливался с этим местом, был невидим для глаз взрослых. Только девочка Скарлетт заметила маленького обитателя.
Мальчик вырос, похожим на призрака. Его кожа была белой, а волосы пепельными, он словно был неосязаем, пока не пошел в школу в мире живых.
К концу произведения Никт потихоньку перестал видеть призраков, они становились все более и более прозрачными. Он уже не ориентировался так хорошо, как раньше, не мог ходить сквозь предметы и сливаться с ними, ходить по снам.
Грустной и теплой была сцена прощания Никта с матерью (миссис Оуэнс)⬇️
"Он попытался обнять мать, как в детстве, но с таким же успехом мог бы поймать туман. На дорожке уже никого не было.
Он шагнул вперед, за пределы кладбища, и услышал:
-Я так горджусь тобой, сынок!
Или ему это только почудилось.
В саквояже был паспорт, в кармане - деньги. На губах Никта блуждала улыбка, правда, сдержанная: мир куда больше кладбища на холме. В нем будут опасности и тайны, новые друзья и воспоминания о старых, многие ошибки и долгие дороги. А потом настанет время вернуться на кладбище и прокатиться со Всадницей на широком крупе ее скакуна.
Зато между "сейчас" и "потом" - целая Жизнь, в которую Никт вошел с широко распахнутыми глазами и открытым сердцем."
Кладбище отпустило своего воспитанника.
Сайлес
Для меня одним из самых цепляющих моментов произведения стали отношения Сайлеса и Никта (очень отцовская тема:)).
Сайлес - древний вампир, который знает все и обо всем, он воспитывал Никта, любил его особой любовью и наставлял на жизненном пути, отпустив мальчика в конце в Большой Мир, чтобы тот познал свой путь.
"Да, каждую ночь Сайлес приносил Никту продукты и оставлял в часовне. Однако Никт ходил к нему не только за едой, а, например, за советами - хладнокровными, мудрыми и всегда полезными. Сайлес знал больше, чем кладбищенские жители: благодаря еженощным вылазкам в большой мир он мог рассказать о том, что происходит сейчас, а не сотни лет назад. Невозмутимый и надежный, он был рядом каждую ночь, сколько Никт себя помнил. Поэтому у мальчика никак не укладывалось в голове, что часовня опустела."
В конце истории я поплакала из-за того, что Никт отправился в свою дальнюю дорогу жизни, а Сайлес в свою. Такие моменты всегда трогают до слез, потому что головой понимаешь, что действительно нужно уметь отпускать людей и события, свое прошлое, но сначала этому противится любящее молодое сердце, что совершенно нормально.
Вот сцена прощания Сайлеса и Никта⬇️
"-Да, снаружи целый мир. Во внутреннем кармане твоего саквояжа ты найдешь паспорт. На имя "Никто Оуэнс". Оформить его было непросто.
-А если я передумаю, я смогу сюда вернуться? - спросил Никт и сам ответил на свой вопрос: - Я поняла: кладбище никуда не денется, но перестанет быть мне домом.
-Проводить тебя до ворот?
Никт покачал головой.
-Лучше я сам. М-м...Сайлес, если когда-нибудь попадешь в беду, позови меня. Я приду и помогу.
-Я, - ответил Сайлес, - не попадаю в беды.
-Да, все верно, и все-таки.
В крипту было темно, пахло плесенью и сырым камнем. Впервые она показалась Никиту тесной.
-Я хочу увидеть жизнь. Ухватиться за нее обеими руками. Оставить след на песке пустынного острова. Поиграть с живыми людьми в футбол. Хочу... - Он задумался. - Хочу всего.
-Это хорошо, - сказал Сайлес. Он провел рукой по глазам, словно убрал волосы - очень не характерный для него жест. - Если я все же попаду в беду, я с тобой свяжусь.
-Но это ведь невозможно?
-Ты сам так сказал.
В уголке рта Сайлеса таилась то ли улыбка, то ли печаль, то ли просто тень.
-Тогда прощай, Сайлес! - Никт протянул руку, как делал в детстве. Сайлес взял ее в свою, холодную, цвета старой слоновой кости, и торжественно потряс.
-Прощай, Никто Оуэнс!
Никт взял маленький саквояж, открыл крипту и, не оглядываясь, вышел на дорожку."
Если в "Никогде" Нила Геймана главный герой остался в новом для него мире и так было правильно, ведь он обрел себя, то здесь мальчик вырос и покинул кладбище, чтобы прожить свою жизнь там, где он создаст себя сам.
Вот такая получилась история о мальчике, живущем на кладбище в семье призраков. История о любви и смелости, дружбе и взрослении, переходе в Большой Мир и покидании дома.
"История с кладбищем" написана очень простым языком, на первый взгляд может показаться, что это сказка для детей, но сколько же в ней глубины и мудрости!
Я очень советую каждому прочитать это произведение, ведь оно и правда не оставит равнодушным.
Поделитесь в комментариях своими мыслями об этой книге, я буду рада обсудить!😁
"Я говорю
она умерла
а я живу, живу
я приду на кладбище
и на ночь тебе спою."