Найти в Дзене
Война и... дети.

Юный Герой - Губарев Антон

Когда началась Великая Отечественная война, Антону Губареву, ученику 7 класса Железнодорожной школы №2 г. Жлобина, было всего 14 лет. Он не мог спокойно сидеть, когда враг топтал родную землю. Вместе с отступающей частью попал в окружение. По оккупированной врагом земле пробирался в родной город Жлобин, в котором хозяйничали враги. Вскоре стал членом подпольной диверсионной группы, не дававшей фашистам покоя. Почти каждую ночь в городе гремели взрывы, оказывались перерезанными провода. Гитлеровцы метались в поисках подпольщиков. Наконец им удалось напасть на их след. Антону с группой товарищей удалось бежать в лес к партизанам. Так он попал в отряд имени Железняка. Мужественно переносил юный Антон тяготы партизанских будней, бесстрашно боролся с ненавистным врагом, участвуя в боевых операциях. Однажды Губарев и его товарищ Григорий Карлов получили задание - разрушить железнодорожное полотно.
Разложив по вещевым мешкам взрывчатку, друзья пробрались к назначенному месту. Послышался пер
Оглавление

Когда началась Великая Отечественная война, Антону Губареву, ученику 7 класса Железнодорожной школы №2 г. Жлобина, было всего 14 лет. Он не мог спокойно сидеть, когда враг топтал родную землю. Вместе с отступающей частью попал в окружение. По оккупированной врагом земле пробирался в родной город Жлобин, в котором хозяйничали враги. Вскоре стал членом подпольной диверсионной группы, не дававшей фашистам покоя. Почти каждую ночь в городе гремели взрывы, оказывались перерезанными провода. Гитлеровцы метались в поисках подпольщиков. Наконец им удалось напасть на их след. Антону с группой товарищей удалось бежать в лес к партизанам. Так он попал в отряд имени Железняка. Мужественно переносил юный Антон тяготы партизанских будней, бесстрашно боролся с ненавистным врагом, участвуя в боевых операциях. Однажды Губарев и его товарищ Григорий Карлов получили задание - разрушить железнодорожное полотно.
Разложив по вещевым мешкам взрывчатку, друзья пробрались к назначенному месту. Послышался перестук колес. От депо шел паровоз. Мгновенно в самодельную мину вставили взрыватель, подложили ее под рельс и побежали. Но не успели отбежать и 30 метров, как прогремел оглушительный взрыв. Взрывной волной их отбросило далеко в сторону. Оба были ранены: Антон-в грудь, Григорий - в ногу. Антон не смог сдвинуться с места. Григорию удалось доползти до поселка и сообщить о тяжелом ранении Антона. Но было уже поздно: юного партизана успели схватить гитлеровцы. Губарева доставили в комендатуру. Там его подвергли нечеловеческим пыткам, требуя, чтобы он назвал себя, сказал, где находятся партизань и сколько их. В ответ враги услышали: «Я сын своей матери-Родины н больше ничего не скажу». Мужественного патриота расстреляли. Так погиб отважный подпольщик, партизан Антон Губарев. Бороздит воды океана советский корабль «АНТОН ГУБАРЕВ».
Гомельский ОК ЛКСМ Белоруссии Отдел народного образования Гомельскохо облисполкома Областная станция юных туристов
23.06.86.

-2

Побег

- Антон... Антон, - шептали запекшиеся губы лейтенанта. - Смотри, не попадай им в лапы. Звери это, людоеды... Возьми вот часы на память, -
обессилевшая рука командира нащупала нагрудный карман. - Документы мои, Антон, закопай... Останешься жив, сообщи домой, на Кубань...
Воспитанник полка Антон Губарев, на коленях которого лежала голова лейтенанта, по-детски ласково гладил волосы своего командира. Как ему хотелось хоть чем-нибудь помочь этому человеку. Но как поможешь? Часть отступала. До ближайшей деревни километров пять, но идти туда опасно, вокруг немцы. За два часа, прошедшие с той поры, как они выбрались из траншеи, Антон протащил раненого на плащ-палатке не более полкилометра. Еще столько, и можно было бы спрятаться в небольшом лесочке. Но...
- Антон, все...
Последний вздох с хрипом вырвался из груди лейтенанта.
- Товарищ лейтенант, товарищ командир взвода, - позвал Антон.
Ответа не было. Сжалось сердце мальчишки, часто-часто заморгали глаза, по пылающим щекам покатились слезы. В отчаянии он припал к груди лейтенанта и зарыдал.
Прошел час, другой. Антон плакал уже тише, понемногу приходя в себя.
Вдруг за спиной послышались тяжелые шаги, незнакомая речь.
"Немцы!" - пронеслось в голове Антона.
Тяжело застучало в висках. Нужно что-то делать. Спасти, спасти
документы лейтенанта! Не поднимаясь, Антон расстегнул левый карман его гимнастерки, достал оттуда бумаги и быстро сунул себе за пазуху.
- Хальт! Хендэ хох! - закричали сразу несколько фашистов.
Антон не подымался. Но грубые руки схватили за ворот Антона, поставили на землю.
- Ты что здесь делаешь? - на ломаном русском языке обратился к Антону один из немцев.
Мальчишка молчал.
- Почему молчать? Какой ты зольдат? Еще молекосос.
- Убийцы! - вырвалось вдруг у Антона.
Фашист наотмашь ударил его по лицу.
Избитого, без пилотки и ремня, Антона привели в деревню, бросили в сарай, где находилось человек десять наших солдат и несколько человек штатских.
Стоны, бред раненых... Крики в деревне... Тяжелые шаги охранника за стеной... Перед глазами - лицо умирающего лейтенанта. Непреодолимое желание убежать да еще, если бы удалось, вывести отсюда всех этих людей. В таком состоянии провел Антон в плену первую ночь. Первую и последнюю.
Утром, только солнце высушило росу на траве, пленных, способных двигаться, построили у сарая и приказали идти. Шли, едва переставляя ноги, по пыльной дороге на запад. Их гнали куда-то в лагерь. Куда - никто не знал. Рядом с Антоном, опираясь на его плечо, шел пожилой солдат.
- Ты удирай, парень. Руки-ноги у тебя целы. Мы не сможем, а ты беги, -
учил он Антона. - Вот как только подойдем к лесу.
Вдруг послышался рокот самолета.
- Наш, советский! - крикнул кто-то из толпы.
Конвоиры-фашисты бросились к обочине. Антона будто что-то подтолкнуло.
Успел только сказать своему соседу: "Прощайте!" - и ящерицей юркнул в густое высокое жито...

Дома

На третий день после побега Антон был уже дома. Шел, выбирая безопасный путь. В одной из деревень ему помогли переодеться в штатскую одежду. Не доходя до дому, в потайном местечке спрятал Антон документы своего командира.
То, что увидел Антон дома, заставило его как-то по-взрослому осмыслить происходящее. Разрушенные дома, гитлеровские вояки шарят по квартирам, грабят, издеваются над людьми. Снова и снова возвращался Антон к мысли, которая с самого начала войны преследовала его: "Бороться! Бороться!" Но как?
Заметил Антон, что муж его старшей сестры Владимир Кочергов вечером куда-то уходит, а возвращается поздно ночью. И узнал пионер, что Владимир вместе с друзьями, которым так же, как и ему, довелось остаться на оккупированной территории, собирает оружие, боеприпасы и прячет все это. Антон начал помогать Владимиру.
Шел однажды Антон по шоссе на Жлобин домой. Сойдя на тропку, заметил вдруг несколько протянутых по земле разноцветных проводов.
"Телеграфные, - мелькнуло в голове. - Связь".
Он достал перочинный ножик и, не задумываясь, перерезал провода. Гитлеровцы долго потом искали виновного. Но найти его не удалось. Пригрозив в следующий раз расстрелять в поселке каждого пятого, фашистские вояки уехали.
Вскоре после этого Антон стал членом подпольной диверсионной группы, которая действовала в рабочем поселке. Много можно рассказать о деятельности юных подпольщиков. Оружие, собранное раньше, подпольщики передали партизанской бригаде имени Железняка. Оттуда они получили взрывчатку, мины. Научились и сами добывать тол, выплавляя его из найденных снарядов. Появлялись в разных местах советские листовки; взлетали в воздух немецкие автомашины, идущие по шоссе; исчезали фашисты, которые осмеливались в одиночку гулять за городком; спиливались ночью телеграфные и телефонные столбы - все это делали подпольщики - Антон и его товарищи.
Все, кто знал Антона в те дни, рассказывают о нем, как о самом смелом и, пожалуй, самом дерзком подпольщике. Вскоре Антону пришлось стать чернорабочим паровозного депо. Так нужно было, так требовали интересы дела. В депо уже действовала подпольная диверсионная группа. А теперь к ней подключился и Антон. Сразу же после ремонта взорвался паровоз. А вот сгорели электромоторы, остановился станок... Фашистам прямо-таки не давали опомниться. Только наступала ночь, везде в городе, даже возле самой комендатуры, гремели взрывы. Взрывалось все, что так необходимо было захватчикам. И одним из отважных народных мстителей был Антон Губарев.
Взрыв
Шел 1943 год.
Гитлеровцам удалось все-таки напасть на след некоторых жлобинских подпольщиков. Угрожала опасность ареста и Антону. Их сосед, полицай Авген Кулеш, все время следил за Антоном, вынюхивал. Кое-что удалось ему выследить. Но некстати похвастал предатель, что покажет, мол, Антону, где раки зимуют. Инсценировав дома скандал с родственниками, Антон с группой товарищей ушел в партизанский отряд к железняковцам.
Мужественно переносил Антон невзгоды партизанских будней, бесстрашно боролся он с ненавистным врагом. Не одна дерзкая операция была на счету диверсионной группы, в которой находился Антон. Как ни старались гитлеровцы охранять железную дорогу, партизаны появлялись в самых неожиданных местах, и летели под откос немецкие эшелоны с танками, пушками и живой силой.
...Антон Губарев и Григорий Карлов получили задание разрушить
железнодорожное полотно на "треугольнике" - там, где паровозы делали поворот после экипировок. Разложив по вещевым мешкам взрывчатку, Антон и Григорий ночью незаметно пробрались к назначенному месту. Друзья уже готовились заложить мину, как вдруг справа послышался перестук колес. От депо на "треугольник" шел паровоз.
- Рванем, Гриша? - шепнул Антон, тронув за плечо друга.
- Давай!
В самодельную мину мгновенно был вставлен взрыватель. Паровоз уже близко. Нужно только незаметно вскочить на полотно, поставить мину и отбежать. Готово!..
Но не отбежали друзья и тридцати метров, как прогремел оглушительный взрыв. В отблеске взрыва можно было увидеть, как поднялся паровоз, будто готовясь к прыжку, и свалился. Взрывной волной друзей отбросило далеко в сторону.
Через несколько минут, когда они постепенно начали приходить в сознание, Антон попробовал подняться. Но нестерпимо болело в груди. Он снова упал. К Антону подполз Григорий. Он тоже был ранен в ногу и руку.
Григорий попробовал вынести на себе Антона. Но не смог. Пересиливая боль, Антон приподнялся на локтях.
- Пробирайся, Гриша, в поселок, скажи там кому-нибудь, пусть помогут. Только скорее...
Другого выхода не было, и Григорий пополз, оставляя за собой кровавый след. Часа через два его, обессилевшего, подобрали жители рабочего поселка.
- Там, на "треугольнике", Антон.
Но было поздно. Антона схватили гитлеровцы, принесли в паровозное депо.
- А-а, партизан, - прошипел немец, рассматривая окровавленного Антона.
Антон на минуту раскрыл глаза, приподнялся и плюнул кровью в лицо ненавистному фашисту.
- Вот тебе, получай!
С остервенением гитлеровец начал бить ногами беспомощное тело. Антон потерял сознание.
Два дня гестаповцы измывались над партизаном, истекавшим кровью. Ему обещали и жизнь, и вознаграждение, если он расскажет, где партизаны и сколько их. Антон молчал. Он надолго терял сознание, бредил. А когда приходил в себя, первой мыслью было: "Не сказал ли чего-нибудь?"
Нет, не выдал своих товарищей Антон. На третий день его увезли на кладбище и там расстреляли...
Так погиб Антон Губарев, пионер 20-й жлобинской железнодорожной школы, отважный подпольщик, партизан.

Н.Марушкевич "БОРОТЬСЯ!" Книга: "Пионеры-герои". Очерки
Издательство "Юнацтва", Минск, 1985