Найти в Дзене
KapToMaHT

Демографические изменения в России, часть 1: СЗФО

Данный пост вышел раннее на других платформах до существования аккаунта на Дзене. Информация, написанная здесь актуальна на момент выхода поста в Телеграме, ссылка на который есть в конце статьи. Ссылка на все ресурсы. Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы. Практически всегда мой контент в том или ином виде опирался на этнику, чуть реже — на культуру и язык. Но на самом деле, всё это зависит от более обобщающего термина — демография, просто в контексте этноса она более узкая. Здесь же, речь пойдёт о изменениях в России на местах вне зависимости от этносов. Первым будет СЗФО. Конечно, лучше всего было бы оценивать изменения от 2010 года к текущей ситуации. Но я а) начал этот проект ещё до окончания переписи и ждать данные придётся долго (если дождёмся) и б) мог бы опираться на оценочные данные Росстата за каждый год, но я им не доверяю. Перепись тоже будет не идеальной, но оценки сегодняшнего дня, учитывая ковид,

Данный пост вышел раннее на других платформах до существования аккаунта на Дзене. Информация, написанная здесь актуальна на момент выхода поста в Телеграме, ссылка на который есть в конце статьи.

Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Практически всегда мой контент в том или ином виде опирался на этнику, чуть реже — на культуру и язык. Но на самом деле, всё это зависит от более обобщающего термина — демография, просто в контексте этноса она более узкая. Здесь же, речь пойдёт о изменениях в России на местах вне зависимости от этносов. Первым будет СЗФО.

Конечно, лучше всего было бы оценивать изменения от 2010 года к текущей ситуации. Но я а) начал этот проект ещё до окончания переписи и ждать данные придётся долго (если дождёмся) и б) мог бы опираться на оценочные данные Росстата за каждый год, но я им не доверяю. Перепись тоже будет не идеальной, но оценки сегодняшнего дня, учитывая ковид, войну, общее социально-экономическое положение и прочие факторы — это ещё хуже.

Немного отвлекусь от темы в сторону создания подобной карты. Может показаться, что это просто вариация, как на один из этносов по СЗФО, но это не так. Чтобы выстроить округ, нужно было привести и подстроить данные за 2002 год к 2010 году, т. е. адаптировать административную сетку. И если некоторые субъекты за этот промежуток в делении не поменялись, некоторые (в данной ситуации это Карелия, Вологодская и Псковская области) — поменялись координально, потому мне пришлось проверить на соответствие той или иной единице более десятка тысяч населённых пунктов. Потому, каждая работа по демографии по округам даётся довольно тяжело.

Поэтому я решил сравнить данные по 2002 и 2010 годам, прямо как по моей рубрике этноизменений. Это не идеально, но это помогает увидеть тенденцию. Ведь считается, что только в областных центрах и крупных городах жизнь может быть в определённом балансе. Проверим же это.

Первое, что бросается в глаза — всё очевидно очень плохо. Ещё когда я делал этнические карты СЗФО, поражался, как много в переписях фигурирует деревень с нулевым населением, не мало также с населением до 50 человек. Вероятнее всего, в каждой из них раннее жили десятки, сотни людей, в некоторых городах-призраках речь шла о тысячах.

Теперь же, как видно, более-менее вменяемыми выглядят три региона — Санкт-Петербург, Калининградская и Ленинградская области. И то, в случае с последней, чем дальше на восток, тем более она похожа на своих соседей.

Пойдём с востока на запад. В НАО вообще-то между 2002 и 2010 годами население немного выросло. Но как видно, рост приходится на Нарьян-Мар и ещё два сельских поселения, но общий рост протолкнулся естественно из-за роста центра. Самое большое падение зафиксировано в сельском поселении-анклаве, находящемся в Коми — Харута. В остальном, как видно, абсолютно не важно, ненцы там живут или русские — население падает, где-то сильнее, где-то слабее. Но там, где русских меньше всего — на острове, население немного подросло, хотя тенденция оценок говорит о том, что сейчас численность примерно такая же, что и в 2002-ом, поэтому кроме столицы особо выделять тут нечего.

В Коми и таких примеров вовсе нет. Есть опустевшая тюрьма на юге, а также те самые города-спутники Воркуты, что делает Коми пл сути единственным субъектом со снижением населения в 100%. Примечательно, что посёлок с колонией опустел к 2010 году, однако административная единица (Крутоборское сельское поселение) по-прежнему существует. Воркутинские же Мульта, Октябрьский и Промышленный по опустению были упразднены и включены в состав других территорий. Но поскольку Воркута — это не район а городской округ, деление у него идёт по 2002 году (подробнее о принципах деления здесь). Есть и ряд полуживых аналогов, вроде Кожыма, у которого в 50-ых население было свыше 6 тысяч человек, к моменту распада СССР — 7 сотен, в 2002-ом 150, а в 2010 — три десятка с небольшим. Сегодня по оценкам, там остались единицы. В других местах с радикальным падением численности населения, ситуация всё таки ужасная, но не ставит вопрос об упразднении сельского поселения, по крайней мере на 2010 год. Рост же есть только в Сыктывкаре и одном пригородном сельском поселении, хотя он и не большой — город вырос на 2%, хотя на моей практике уже достаточно примеров региональных центров, у которых и такого нет и такие примеры есть и здесь. Меньше всего потерь по районам у ГО Ухта, которая заметна как бежевая часть в центре республики.

Далее идёт Архангельская область, ситуация в которой примерно такая же плохая. Тут и сам Архангельск теряет в численности, население выросло только в одном из районов. Сильно выросло население обоих посёлков Новой Земли, где расположены военные объекты. Немного подросло население закрытого областного города Мирный, а также одного из сельских поселений на юге, которое не является районным центром — Муравьёвское сельское поселение Вельского района. Более того, в Вики по посёлкам этого сельского поселения есть информация по возрастной структуре и миграции. Например, Горка Муравьёвская имеет положительное сальдо миграции, хотя число рождённых меньше, чем умерших, процент трудоспособного населения выше, а пенсионеров — ниже, чем в среднем по России. Возможно, туда переселились из находящегося в том же районе Верхнешоношского сельского поселения, в котором население упало в два раза. По падению же выделить географически можно лишь северо-восток, в остальном сильные падения осколками лежат в разных частях области, как вышеупомянутое.  Чаще всего это именно низкий уровень жизни, по крайней мере мне не удаётся найти информации о каких-либо аварийях или переселениях, в  отличии от Коми, в которой такие эпизоды были и продолжались после 2010 года.

Мурманская область выглядит довольно одинаковой. Подросло население в подчинённом закрытому городу Североморску посёлке городского типа Сафоново, а также в Корзуновском сельском поселении Печенгского района, в основном за счёт Луостари, который является военным городком, мужчин там более 70% населения, как и на Новой Земле. Не заметно, но рост также есть в сельской территории городского округа Островной, но там просто вместо 7 человек стало 27, это всё маяки, которые обслуживаются в том или ином виде и поныне. Падение же зафиксировано наиболее сильно в самом Островном, подчинённой сельской территории закрытого города Александров (в котором одноимённого города, что забавно — нет) и в сельских территориях городов Оленегорск и Аппатиты. Но численность населения этих мест насчитывает десятки человек, потому кажется, что падение в ряде мест по области велико, а по факту — не совсем так. Но тут ещё важно исходить из того, что такое велико, а что нет, но к этому я вернусь несколько позднее.

В Карелии похожая ситуация, везде примерно одинакого плохо. Подросла немного пригородная территория Петрозаводска. Сельская территория Костомукши в численности на 2010 год не изменилась ни на человека, в таких случаях я решил красить в плюс, поскольку сегодня это большое достижение. Немного подросло население пограничного посёлка городского типа Вяртсиля. В остальном — примерно одинаковое сильное снижение.

Спускаемся к Вологодской области, а там что-то между Коми и Ленинградской областью. Также много мест с высоким уровнем падения населения,  но при этом растёт не только Вологда, но и соразмерный ей Череповец, а также их пригород и ряд других территорий, разбросанных по области. Радикальный рост заметен в оторванном от городов Раменском сельском поселении Шекснинского района. Там нет одного большого посёлка, множество совсем крошечных, некоторые из которых увеличились в 2 и более раз. При поиске не получается найти, какие-либо новости — вроде ничего там и не построили, и экономически это такое же чахнущее место. Возможно в 2002 году плохо посчитали.

В Новгородской области что-то похожее на Вологодскую, только сам Великий Новгород ничуть не подрос, в отличии от пригорода. Особенно выделяется находящееся вплотную Григоровское сельское поселение, где село Григорово увеличило население в половину, в основном многоквартирной застройкой. Видно также, что сильнее чем остальные подросло сельское поселение, не граничащее напрямую с Новгородом — Новоселицкое. Не понятно, почему, ведь оно дальше и даже в качестве места под дачные участки это не выглядит как лучший вариант. Рост на юго-востоке — это в Валдайском районе Яжелбицкое сельское поселение. В нём есть деревня Загорье, в которой в 2002 году было 3 человека, а в 2010 — 896. Судя по картам, вторая цифра вполне оправдана, а в 2002 году какая-то ошибка, поскольку ничего связанного с экономическим форумом там нет, не было построено ничего фундаментального для такого роста. Самый сильный упадок наблюдается в Устьволмском сельском поселении Крестецкого района. Падает там всё последовательно, причины или конкретное место выделить не получается.

Далее натыкаемся на великую Псковскую область, которая знаменита своими демографическими антирекордами. Говоря о росте, в пригороде падающего в численности Пскова есть деревня с говорящим названием Родина Завеличенского сельского поселения Псковского района, где население сильно возросло, но по факту туда включили население застройки которая территориально находилась с самого начала и поныне во Пскове, хотя судя по информации, и сама деревня несколько подросла. На удивление, немного подрос пригород Великих Лук. Заметно, что население приграничных с Эстонией и Латвией территорий тоже падает, но не так значительно падает, чем в остальных частях, особенно в центральной, где население снижается очень быстро и везде, похоже на усиленный вариант того, что происходит в Карелии, но нет радикальных отрывов на местах, как в Архангельске и Коми.

Отходя в Калининградскую область, видно картину, которую примерно и хотелось бы и является нормальной — где-то население растёт, где-то падает, сами скачки не сильные. Примечательно, что между 2002 и 2010 годами сам Калининград вырос всего на тысячу человек и только после 2012 года начал стабильно набирать по 1-2% населения в год и должен к 2023 году пробить отметку в пол миллиона человек. Но на момент сравнения, два из трёх его районов даже потеряли в численности, пусть и не сильно. Прибавили же значительно пригородный Гурьевский район и сельская территория города Мамонова, в которой население небольшое, потому увеличение на пару десятков человек выглядит так ярко. Падает же население местами и незначительно, хуже всего чувствует себя Черняховский район, где население падает в каждой его части.

Возвращаясь обратно, Ленинградская область выглядит как усиленная Калининградская — мест с ростом и падением взаимное количество, но процентный рост и падение выше (хотя как видно, падение выраженее лишь на одну шкалу). Но самое интересное, это в целом значение принадлежности территории к субъекту — стоит только выйти за пределы области, доли падения в соседских сельских поселениях других областей выше в разы, особенно в Псковской области, в Карелии тоже граница очень чётко прорисовывается над Выборгом и без её прорисовки. Самый сильный рост в Колтушском сельском поселении Всеволожского района, который прямо с Питером не граничит. Рост там идёт за счёт деревни Старая, которая выросла в два раза и ещё в половину к сегодняшнему дню и деревней судя по инфраструктуре по сути не является. Тут также не обходится без ошибок, например есть деревня Таменгонт, где постоянное население было всегда, но в 2002 году там его почему-то нет, то ли посчитали в другое место в пределах сельского поселения, то ли просто не посчитали, не понятно. Важно, что данные ошибки координально не выбивают реальную картину — всё примерно так, как и есть на самом деле.

Ну и заканчивая Санкт-Петербургом, видно, что рост идёт по окраинам. Самый большой рост — в посёлках Александровская и Смолячково — более чем в два раза. Центр при этом теряет в населении, особенно Дворцовый округ, по районам — Центральный и Адмиралтейский районы потеряли десятки тысяч человек в населении. Видимо, центр застраивается чем-то из сферы услуг заместо жилого массива.

Если брать максимумы, то всё вполне очевидно. Самое большое снижение у ряда городков Воркуты и в месте расположения колонии на юге Коми — 100%, т.е. всё население эти места покинуло. Максимальный рост в посёлке Смолячково в Санкт-Петербурге — чуть более 140%. Количественные минус и плюс я не фиксировал, но думаю это примерно понятно, рост численный наиболее интенсивное идёт в пригороде Питера, падение — в его центре, вышеупомянутые районы потеряли десятки тысяч человек.

Безусловно, большая шкала может немного запутывать, не показывать масштаб проблем в контексте общей картины. Снижение или увеличение более чем на 10% — это уже много, очень много. Что, если именно от этого отталкиваться и посмотреть на карту в контексте «реально увеличилось», «реально упало» и «небольшое изменение»?

-2

Получается примерно так. Лишь отдельные участки в каждом субъекте относительно не менялись, в остальном же речь идёт о сильном падении. Даже Питер выглядит скорее стабильным, нежели растущим, коим по факту он является. Псковская область красная вся. И это ведь сравнение за 2002-10 года, тренд не менялся и ситуация продолжала усугубляться, многих сельских поселений уже нет, тысячи деревень продолжают опустевать с каждым годом. Обратной тенденции, как видно, практически нет, видны лишь небольшие островки, где население всё ещё каким-то образом держится. Но надолго ли?

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо