1211 год
Прибалтика
Когда войско рижан, рыцарей меченосцев и пилигримов пришло в Торейду (смотри публикацию «Подлить масла в огонь»), на Ливонию надвинулась грозная опасность.
Старейшины Эзеля, Ревеля, Роталии и всей Эстонии собрали многотысячное войско и одни сушей, другие морем выступили к Торейде.
Тысячи всадников с ещё большим количеством пеших воинов шли к Торейде через Метсеполэ, не меньшее количество воинов плыло на кораблях по реке Койва, чтобы в один из дней объединённые их силы сошлись у замка лива Каупо*.
В первый же день баллистарии, присланный Каупо из Риги, перебили много эстов, так как у эстов не было принято носить доспехи. Но этим лишь разозлили осаждающих. Пока одни осаждали замок, другие опустошали область ливов.
Меченосцы из замка Зегевальдэ, узнав, что происходит под замком Каупо, послали в Ригу, с просьбой о помощи.
Епископ Альберт призвал всех христиан Риги и пилигримов выступить в помощь осаждённым в замке Каупо.
Меченосцы во главе с Волквиным, пилигримы во главе с Гельмольдом из Плессэ выступили к реке Койва. С ними шла пехота из ливов. Переправились через реку Койва и шли всю ночь. На рассвете, двигаясь двумя колонами, пешие по левой дороге, конница - по правой, вышли к замку Каупо и направились к ближайшему лагерю эстов и их союзников. Эсты в беспорядке, но полные боевого задора, при появлении войска из Риги, начали нападать на него, закидывая копьями. Крестоносцы и ливы отбивались, выставив вперёд щиты. Когда копья у нападающих иссякли, они устремились на крестоносцев с мечами в руках. И тогда рыцари конной атакой прорвали ряды противника и, смешав их, начали рубить. Эсты дрогнули и обратились в бегство. А на них уже из замка вышли ливы с баллистариями. Началось избиение. Рыцари так увлеклись истреблением врага, что порубили даже часть союзных ливов, одетых так же, как и эсты.
Оставшаяся часть войска эстов, чей лагерь находился с другой стороны замка, увидев разгром своих товарищей, началась выстраиваться для боя на горе между замком и рекой Койвой. И в то время, как меченосцы, пилигримы и баллистарии пошли на них в атаку, ливы из пехоты, забыв о битве, занялись мародёрством и захватом коней эстов.
Увидев, что им не устоять против конных меченосцев и пилигримов, эсты запросили мира, обещая креститься. Командование крестоносцев согласилось. Пригласили епископов для крещения язычников. Но вскоре опустилась ночь, а ночью эсты бежали на свои суда, стоящие на реке Койва и начали уходить водой. Они же не знали, что крестоносцы предвидели подобный шаг и на пути эстов к морю устроили на реке Койва засаду. Ею руководил пилигрим Бернард из Липпэ. Крестоносцы построили на реке мост. Соорудили на нём надстройку, в которую посадили лучников и копьеметателей. И когда эсты подошли к мосту, их встретили стрелами и копьями. С берегов корабли эстов стали обстреливать баллистарии, которые преследовали их от замка. Эсты в итоге несли большие потери. Потому с наступлением темноты эсты покинули корабли и ушли пешком по берегу.
В этой битве эсты потеряли убитыми две тысячи своих воинов. Ливы захватили в качестве трофеев две тысячи коней. На реке Койва пилигримам в качестве военной добычи досталось до трёхсот судов эстов.
В этой битве погибли почти все старейшины Эзеля и Роталии.
Обрадованный епископ Альберт, получивший от папы Римского сан архиепископа, назначил Теодериха, аббата цистерцианского ордена в Динамюндэ, первым епископом Эстонии. А бывшего рыцаря Бернарда из Липпэ, ставшего монахом цистерианского монастыря после болезни ног, епископ Альберт посвятил в аббаты. Позднее Бернард из Липпэ стал епископом семигаллов.
В молодости же граф Бернард из Липпэ хорошо погулял: был организатором многих битв, грабежей и пожаров, пока из-за болезни ног не ушёл в монахи.
Ливы же, собравшись со всей Ливонии стали просить епископов облегчить им христианские повинности и, особенно, снизить десятину. Епископы из Германии посоветовали Альберту удовлетворить их просьбу. Альберт согласился и установил платёж: с каждого коня определённой меры зерна — одного модия, который содержит восемнадцать дюймов, Но если кто провинится, тому возвращаются прежние повинности и десятина.
После чего епископ Альберт отбыл в Германию, за новыми пилигримами.
* Каупо, Каупо из Турайды (латыш. Kaupo, ср.-в.-нем. Kōpe, ? — 22 сентября 1217 года, Вильянди, Ливония/совр. Эстония) — ливский правитель (лат. quasi rex et senior Lyvonum de Thoreida) Турайды.
Как принято считать, он первым среди своих соотечественников принял католическую веру. Каупо принадлежали владения по правому берегу Гауйи и Турайдский замок[нет в источнике]. Его считают своим родоначальником дворяне Ливены.
(Источники: Генрих Латвийский, Герман Ватберг)