Если хочется почитать о путешествии в страну цифр, то я рекомендую прочитать «Минус и большой мир». Мы уже читали её 4 раза. Название могло быть смело таким: «Минус учиться считать», ведь невозможно не научиться считать, прочитав эту книгу хотя бы раз. Изображения в книге очень самостоятельны, ребенок сможет получать удовольствие от книги и без текста.
Сюжет: мальчик Минус собрался в путешествие. На каждом развороте книги он встречает кого-то удивительного, берет одну вещь и идёт дальше. Каждый встречаемый объект, по моему мнению, это отсылка к другим литературным произведениям.
1. Путешественник дядюшка Примус подарил ботинок (имя героя навевает воспоминания о сказках дядюшки Римуса, а прибор примус изобрел шведский изобретатель Линдквист).
2. Странная запасливая тётушка дариткатушку с нитками.
3. Три мудреца на верблюдах наколдовали заводного бобра (думаю, отсылка к Каспару, Мельхиору и Бальтазару из Библии).
4. Таратетрис (сама игра тетрис была выпущена в 1984, а книга написана в 1985) подарил вымпел с надписью «Тарететрис не врёт». Таратетрис абсурдностью напоминает Траляля и Труляля, или Твидлдам и Твидлди, или Тилибом и Тарарам, которые встречаются у Алисы в Зазеркалье, а также в западной поп-культуре для насмешливого обозначения любых двух человек, очень похожих внешностью и манерами.
5. Фанлунд, директор фабрики, выпускающей флагштоки, подарил жестяной флажок Шведции. Думаю, что фан – значит веселье, а Лунд – это одна из распространенных шведских фамилий и топоним. В торте воткнуты флаги пяти стран: Норвегия, Дания, Швеция, Исландия, Франция. Не знаю, почему именно эти, но думаю, что и это не с проста.
6. Уродливая ведьма оставила после себя кастрюльку (ну уж очень похожа эта злая ведьма на героинь двенадцатого романа о плоском мире Терри Пратчетта «Ведьмы за границей»).
7. Маленькая девочка Магдалина подарила синюю незабудку (думаю, опять отсылка к Библии, хотя мне эта девочка своей печалью напомнила девочку со спичками Андерсена).
8. После встречи с восемью животными Минус получил от крысы Пандоры точилку. Про Пандору мне известен только один сюжет, но вряд ли есть связь.
9. Граф в корыте, запряженного гусями очень напоминает барона Мюнхаузена. Минус получает от него платок.
10. Встреча с Великаном напоминает сказку братьев Гримм про храброго портняжку. У Великана Минус забрал сетку.
У меня даже придумано несколько игр по этой книге.
Игра 1: «Чего на странице Х?», где Х – это номер разворота от 1 до 10. При маленьких X я обращаю внимание, что одно и то же число может произносить по-разному, подразумевая само число:
1 – один, единица, раз, one, ать, кол, штука, моно-, уно-, первый
2 – два, двойка, пара, two, би-, до-, ди-, дуо-, дважды, двояк, второй, неудовлетварительно
3 – три, тройка, three, третий, удовлетворительно
4 – четыре, четверка, four, квадро-, тетра-, четвёртый, хорошо
5 - пять, пятёрка, five, пента-, квинки-, пятый, отлично
6 – шесть, шестерка, полдюжины, six, секси-, гекса-, шестой
7 – семь, семерка, seven, септи-, гепта-, седьмой
8 – восемь, восьмерка, осемь, осмь, eight, окта-, восьмой
9 – девять, девятка, nine, нона-, девятый
10 – десять, десятка, десяток, червонец, яблочко, ten, дека-, деци-, десятый
Игра 2: «Гонки по камням».
На последних двух страницах изображены 100 камней вдоль дороги в большой мир, причем от 1 до 30 пронумерован каждый камень, с 30 по 60 каждый четный, с 30 по 90 каждый третий. А последних 10 камней нет. Мы берем игральный кубик, фишки и играем в ходилку.
Игра 3: «На что похоже?»
Свен Нурдквист, автор, в первую очередь иллюстратор, поэтому картинки можно рассматривать бесконечно. Сама книга нарисована как виммельбух. В иллюстрациях много фантасмагории: горы изображены в виде шляп, трансформаторные будки как табуретки, дирижабль в виде сосиски, самолёт в виде карандаша, листы одуванчика и грибы выше, сигары в виде бревен, цветочные горшки вместо деревьев и много ещё всего.
Игра 4: «Найди число от 1 до 10» (идёт вдоль всей книги, одноразовая)
Надо найти число на странице. Оно всегда ровно одно на странице, расположено очень гармонично, особо не выделяется. Кроме этого, можно поискать числа на обложке.
Игра 5: «Что в кармане великана?»
На десятой странице у великана 10 карманов, в одном лежит огурец, в другом – огрызок яблока. Остальные карманы разных размеров. Мы придумываем, что в них могло бы лежать.
Игра 6: «Найди улыбку».
Большинство героев улыбаются, но некоторые испытывают и другие эмоции. Вот эти эмоции мы и считываем по картинке.
Игра 7: «Что делают крохи?»
Мы находим самые маленькие существа на картинках, придумываем им имена, обсуждаем, что они делают.
Читайте и играйте!