В истории многих народов есть неприятные страницы, коими лучше не шуршать, и тёмные пятна, проливать свет на которые – себе дороже. Про Крестовый поход детей известно до безобразия мало. Вероятно, тому виной не только разделяющие нас столетия, но и желание средневековых летописцев поскорее забыть этот страшный сон Европы. Неоспоримый факт: он был. И даже не один. В 1212 году тысячи французских, а затем и германских подростков собрали крестовые воинства и отправились освобождать Иерусалим. Дети, среди которых находились даже малыши лет 6-7, не повторили «ошибку» закованных в доспехи и ощетинившихся копьями средневековых армий. Они шли разить не мечом, а Словом Божьим, чистотой и непорочностью... Что из этого получилось, можно представить. И вероятно, не так уж неправы были папа римский Иннокентий III и иные священнослужители, уверявшие, что поход сей не от Господа, а от дьявола...
Попытки, как любят писать пресс-службы, установить все обстоятельства происшествия не утихают и по сей день. Причём сделать это пытаются не только профессиональные исследователи, но и литераторы. Нидерландская писательница Теа Бекман (1923-2004 гг.) была так поражена чудовищностью выпавших на долю детей невзгод, что в 1973 году сотворила роман «Крестоносец в Джинсах». И хотя с исторической точки зрения там есть к чему прицепиться, в целом книга получилась выше всяких похвал. Автор смогла прочувствовать безнадёжность и отчаяние религиозной авантюры и явить читателям внутренние мотивы и устремления жителей средневековья. А чтобы камни летели не слишком часто и били не так больно, Бекман облекла Крестовый поход детей в тоненький фантик научной фантастики. И вместо булыжников полетели награды. Писательница сходу получило премию «Золотой стилус», а также Европейскую премию за лучшую молодёжную историческую книгу. Роман стал культовым и был даже экранизирован. Впрочем, неудачно. Но об этом чуть позже.
Итак, перед нами 15-летний подросток, а по совместительству и главный герой Рудольф Вега. Дольф – наш современник и примечателен своим отцом, который вместе с коллегами изобрёл машину времени. Дальше – по накатанной схеме. Юноша принимает участие в эксперименте, что-то идёт не так, и вот он уже полноценный участник Крестового похода детей 1212 года.
Постараюсь обойтись без спойлеров, хотя финал спустя восемь с лишним веков нам, в принципе, известен. Теа Бекман делает допущение, что ребёнок XX века способен какое-то время просуществовать в мире без антибиотиков, фастфудов и недремлющего ока закона. Вероятно, через пару часов своего путешествия Рудольф лежал бы в канаве с перерезанным горлом, а его курточку, свитер и зимние ботинки с настоящей подошвой носили бы совсем другие люди, но... Но мальчик был необходим, чтобы показать пропасть, разделяющую нас и средневековых граждан. Бытовые условия и даже языковой барьер кажутся безобидными пустяками по сравнению с образом мышления далёких предков. Когда одурманенные люди веруют, что моря в буквальном смысле расступятся перед ними, а стены Иерусалима падут без боя.
В персонажах книги при желании можно даже угадать реальных людей. К примеру, Леонардо из Пизы, которому путешественник во времени показал арабские цифры. Без особого труда узнаётся средневековый математик Леонардо Пизанский по прозвищу Фибоначчи (сын Боначчи, сын удачи). Проблема в том, что он родился около 1170 года, умер примерно в 1250 году. То есть на момент Крестового похода детей Леонардо не был подростком, каким его представили в романе.
С пастухом Николасом, который услышал «глас свыше» и возглавил германское паломничество, всё более или менее понятно. Идейными вдохновителями двух походов и впрямь были пастухи. Во Франции пламенными речами детей увлекал малолетний Этьен (Стефан), а в Германии – Николаус.
И опять встаёт неизбежный вопрос относительно возраста участников мероприятия. Масса современных исследователей полагает, что основную часть крестовых воинств всё-таки составляли подростки. В рядах паломников шли даже взрослые монахи и крестьяне. Совсем маленькие дети были, но умирали самыми первыми. Они не могли силой получить свой кусок хлеба или рыбы, а значит, отчаянно голодали. Малышей воровали по ночам разбойники, да и жители ряда европейских городов не слишком гостеприимно встречали такую ораву детей. Люди справедливо полагали, что ребятишки начнут таскать кур да уничтожать посевы, и не жалели стрел...
В любом случае, при всех исторических огрехах и возможных неточностях «Крестоносец в джинсах» – книга, которая достойна прочтения. Хотя бы потому что Теа Бекман сумела не только выжать слезу читателя, но и... внушить оптимизм? Писательница говорит, что любые трудности преодолимы, если действовать сообща. Можно даже победить эпидемию... А один импульсивный поступок, нанесённая обида или желание отомстить неизбежно приведут к гибели сотен невинных людей.
Фильм Бена Сомбогарта по мотивам «Крестоносца в джинсах» вышел в 2006 году. Картина в подмётки не годится книжному оригиналу, на экране творится беспросветная глупость. Да, в романе у Бекман многое было притянуто за уши, но логика повествования не хромала и явных дыр в сюжете не наблюдалось. В кино всё перевернули с ног на голову и превратили Дольфа в эгоистичного бестолкового футболиста... Всё, даже говорить об этом не хочу. Неужели с 1973 года люди так отупели?
...И снова вернёмся к истории. Крестовый поход детей Германии окончился бесславно. По пути через Альпы умерли тысячи паломников, а добравшихся до Италии счастливчиков встречали отнюдь не хлебом с солью. Жители хорошо помнили зло, которое причинили этим землям войска Барбароссы, и отплатили детям сполна... Домой вернулись единицы.
Французские подростки смогли добраться до побережья и даже сесть на корабли. «Предприимчивые» купцы Гуго Ферреус и Гийом Поркус посадили пять тысяч детей на семь кораблей, и с тех пор юношей и девушек никто не видел. Восемнадцать лет спустя в Марсель прибыл путешествовавший с паломниками монах, который рассказал, что два корабля разбились, а остальные пристали к берегам Алжира, где европейских детей продали в рабство...
Немудрено, что о подобном предпочитали стыдливо помалкивать, а ещё лучше – предать забвению. Но забывать настоящую историю – значит, обрекать себя на её повторение.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#фантастика
#теа бекман
#крестоносец в джинсах
#лучшие книги
#крестовый поход детей
#средневековье
#паломничество
#монахи
#работорговля