Нынешний среднестатистический исследователь избалован всевозможными программами автоматизированной обработки информации. Нужный алгоритм за него выполняет компьютер, поэтому максимум, что требуется от человека – это вбить в поисковую строку нужное слово.
Однако если такой вариант не проходит, наступает «ступор»: человек не знает где и как искать, потому что автоматизированная обработка отучила его элементарному – самостоятельному поиску информации. Дело это не простое, т. к. требует от современного человека максимум усидчивости и вдумчивости.
Архивный поиск также максимально «приближен» к человеку. Дела сгруппированы в фонды, в название которых вынесено, как правило, узконаправленное основное содержание. Например, фонд 123-го пехотного Козловского полка, или 8-го корпуса Государственного ополчения.
Однако в областных архивах некоторые фонды порой бывают довольно обширными и могут содержать по несколько десятков описей. Так, например, в Центральном государственном архиве г. Москвы (ЦГАМ) только описи фонда Канцелярия Московского гражданского губернатора (ф. 17) и фонда Управления Московского Генерал-губернатора (ф. 16) каждый насчитывают несколько десятков (!) томов!
Конечно, не все это делают, но для начала я всё же настоятельно рекомендую самым тщательным образом знакомиться с путеводителями. Это избавит Вас от бесцельного пролистывания различных документов и позволит сэкономить массу времени.
Итак. Где же искать информацию о нижнем чине в областных архивах и почему именно там?
****
А) Канцелярия Гражданского Губернатора
Фонд Гражданского Губернатора в данном случае, для исследователя "номер один" (если речь идёт о периоде доя 1874 года, т.е. до момента введения всеобщей воинской повинности).
Чтобы правильно выбрать нужные описи, необходимо определиться с тем, какими именно делами занимался тот или иной стол (отделение).
Канцелярия Губернатора была образована на основании Сенатского указа от 12-го декабря 1796 года «О новом разделении Государства на Губернии», как высший административный орган государственной власти в губернии и одновременно – орган Министерства Внутренних Дел .
Первоначально Канцелярия подразделялась на 5 столов во главе со столоначальниками. Штат состоял из: правителя канцелярии, 2 старших и 3 младших помощников правителя и 2 чиновников особых поручений (позднее в штате появился регистратор).
В ведении 1-го стола находилась переписка с военным начальством по движению и употреблению войск и по утверждению квартирной повинности.
В ведении 2-го стола - наблюдение за производством рекрутского набора и за успешным сбором рекрут; рассмотрение жалоб на неправильное назначение рекрут и побуждение о взыскании рекрутских складочных денег.
В ведении 3-го стола – рассмотрение и утверждение цен на провиант и фураж для снабжения войск и заготовка в экстренных случаях продовольствия для войск.
Согласно Высочайше утверждённого Положения о порядке производства дел в Губернском Правлении (3 июня 1837 года) , Канцелярия подразделялась на 4 Отделения.
Ко второму Отделению, управляемому Советником Губернского Правления, в частности, относились следующие дела:
в) По наблюдению за проживающими в губернии чинами Военного ведомства
24) Отправление военных, просрочивших отпуски, по их командам.
25) Отправление молодых дворян в Кадетские Корпуса.
27) Отправление кантонистов, по достижении ими назначенного возраста, из домов родителей, или воспитателей, в Военно-сиротские Отделения или батальоны, по расписаниям военного начальства.
27) Высылка солдатских жён к мужьям их.
28) Объявление жёнам смерти мужей их, в военной службе состоявших.
29) Отсылка военным чинам, во временном отпуске находящимся, знаков отличия, и возвращение прежних по принадлежности.
30) Объявление нижним военным чинам, во временном отпуске находящихся, перемещения команд и полков их, по получении о сём уведомления военного начальства.
31) Собрание сведений о находящихся в губернии отставных и уволенных в срочные отпуски нижних военных чинах.
32) Наблюдение со стороны гражданского управления за нижними чинами военно-сухопутного и морского ведомства, в бессрочный отпуск уволенными, и распоряжения касательно счисления их, призыва на службу и увольнения в чистую отставку, на основании Положений 30 Августа 1834 и 22 Июля 1836 года.
33) Выдача установленных паспортов отставным нижним чинам поселённых войск, а равно и состоящим на службе по полицейскому управлению, при увольнении их в отставку.
Б) Врачебная Управа
Указом Сената от 19-го января 1797 года «Об учреждении Медицинских управ» в каждом губернском городе, включая две Столицы, «для лучшего наблюдения за аптеками и госпиталями, и вообще, что относится до врачевания и содержания больных» учреждалась Врачебная Управа.
Таким образом, новое учреждение становилось «бы блюстителем здравия всей Губернии по воинской и гражданской части»; оно состояло «из Инспектора, или Штадт-Физика, Оператора или Акушера, имеющих звание Доктора или Штаб-Лекаря, избираемых по знаниям, доказанных на самых опытах и заслугах».
Для чего потребовалось создавать новую структуру, если практически в каждой губернии стояла воинская часть, а при ней имелся лекарь?
Первая причина заключалась в том, что «хотя при каждой Дивизии состоит Доктор или Штаб-Лекарь», но возлагать на них обязанности и по гражданской части представлялось невозможным. Поскольку «дивизии расположены бывают в разных Губерниях на весьма дальнем расстоянии, а совокупно с ним госпиталя и лазареты», то «наблюдению за всем тем, что касается до врачевания» становилось затруднительно.
Вторая причина - «когда дивизия по обстоятельствам надобности, разделяясь на разные части, одна от другой удаляются на великое расстояние», то госпитали и казённые аптеки оставались бы «без всякого надзирания». Поэтому в случае выступления войск за пределы Империи, возлагать «наблюдение на Докторов по Губерниям определяемых» было совершенно невозможно; в каждом городе по штату был положен лишь один доктор, который не мог оставить «всё общество без всякой помощи».
Третья причина заключалась в отсутствии «над медицинскими чинами по губернии никаких Смотрителей», знающих все достоинства и недостатки «уездных Лекарей в их содержании».
Фонды Врачебных Управ содержат многочисленные документы о медицинском освидетельствовании рекрут, нижних чинов и кантонистов.
В) Губернская квартирная Комиссия
Губернские Квартирные Комиссии были учреждены на основании указа Сената от 25-го июня 1808 года . Это новое учреждение в структуре местного управление было призвано следить за справедливым распределением на постой военных и гражданских чинов.
Основная причина их создания заключалась в многочисленных жалобах на «неуравнительное в городах распределение постоя, и занятие воинскими чинами квартир без надлежащих очередей между жителями».
В течение почти 100 лет государство искало различные пути облегчения городскому населению несения постойной повинности: от идеи строительства особых «полковых слобод» или отдельных дворов, специально предназначавшихся для размещения воинских подразделений, до проекта повсеместного возведения казарменных помещений. Однако все они, в силу разных причин, не нашли широкого применения.
В состав Комиссии входили Полицеймейстер или Городничий, один депутат от Дворянства, «в городе домы имеющего», и депутата от купечества и мещанства.
Обязанностью комиссии являлся сбор сведений о числе «покоев каждого дома», и назначение каждому из них очереди для исполнения постойной повинности. Полиция должна была предоставлять комиссии информацию о необходимых военным помещениях, а та, со своей стороны, выдавать ей «билеты» на занятие определённых квартир. Указанный документ служил квитанцией, один экземпляр которой выдавался хозяину дома, а второй – его квартирантам.
С целью уравнения постойной повинности комиссия должна была разделить дома горожан на классы, «сообразно выгодам их местоположения, обширности их и доходам, с них получаемым, и по сему разделению домов на классы, расположить умеренный и безобидный для обывателей сбор денег, для найма ли удобных зданий, особенно под лазареты, или же и для постройки оных, также кузниц, мастерских изб и прочих необходимых при квартировании войск помещений, если в каком городе не будет таковых зданий общественных, кои могли бы для означенного употребления быть отводимы квартирующим полкам».
Размер соответствующего сбора, который «по мере надобности ограничиваться должен самою необходимостью», утверждался губернатором. В инструкции отдельно оговаривалось число покоев, которые могли занять воинские чины. Число это напрямую зависело от чина офицера и его семейного положения. Так, женатый генерал-аншеф имел право на девять комнат, а холостяк в том же звании на семь. Для генерал-лейтенанта количество покоев определялось в семь и шесть комнат соответственно. В то же время семейный обер-офицер мог претендовать лишь на два жилых покоя, а его неженатый сослуживец – только на один. Помимо этого военнослужащим в генеральских чинах полагалось по два покоя для прислуги.
Рядовые и унтер-офицеры размещались казарменным порядком или натуральным постоем по домам обывателей, обычно по 1–2 человека у одного хозяина. На тех же основаниях отводились квартиры проходящим воинским подразделениям и рекрутским партиям.
В фонде Квартиных Комиссий встречаются списки нижних чинов, которым полагались квартирные деньги.
Г) Губернская Комиссия продовольствия
Сенатским Указом от 14-го апреля 1822 года в каждой губернии были учреждены «комиссии для продовольствия в неурожайные годы жителей хлебом и денежным пособием» . Целью создание подобных комиссий, как говорилось в преамбуле к указу, было «обеспечение хлебом в тех случаях, когда неурожаи, затрудняя оное, умножали нужды народные».
В каждой губернии для обеспечения населения продовольствием учреждались хлебные запасы или денежные капиталы. Там встречаются списки семейств нижних чинов, которые нуждались в помощи при призыве мужчин на военную службу.
История о оказании помощи семьям бессрочно-отпускных нижних чинов, призванных на службу