Значение церкви Рождества Богородицы в Перыне исследователи архитектуры Великого Новгорода смогли оценить лишь в середине XX века. Тогда же археологами было открыто место расположения древнего святилища, о котором рассказывали летописи.
Урочище Перынь расположено к югу от Великого Новгорода на живописном холме левого берега Волхова, а своё название получило, судя по всему, по святилищу Перуна.
Святилище идола Перуна
Новгородская летопись свидетельствует, что здесь находился деревянный идол Перуна, который после принятия христианства был в 988 году срублен и сброшен в реку.
В ходе археологических раскопок 1948-1951 годов были обнаружены следы рва, ограничивавшего центральную часть холма диаметром около 20 метров с идолом, что позволило воссоздать возможный образ этого святилища:
Впрочем, споры о конкретном виде святилища продолжаются до сих пор, очередные раскопки велись осенью 2022 года. Так или иначе, к началу XIII века здесь начала обустраиваться православная обитель.
Храм-башня Рождества Богородицы — особенности архитектуры
Первое письменное упоминание «обители на Перуни» относится к 1386 году. В последующих источниках упоминается как каменная церковь Рождества Богородицы, так и деревянная трапезная с Троицкой церковью. Исследования размеров кирпичей храма позволяют определить время постройки храма Рождества Богородицы периодом 1207-1235 гг.
Основные реставрационные работы по восстановлению первоначального облика храма были выполнены в середине 1960-х годов под руководством архитектора Л.Е. Красноречьева, так охарактеризовавшего возрождённый храм:
Этот изумительный по совершенству своих форм памятник является самым ранним в Новгороде, получившим трёхлопастное завершение стен.
При реставрации было воссоздано позакомарное покрытие сводов, высота барабана и апсиды, исходная форма окон. Трёхлопастному завершению стен очень гармонично отвечает симметричная группа из пяти окон южного, восточного и северного фасадов:
Над единственной пониженной апсидой с восточной стороны также расположено окно в верхней части фасада, создавая крестообразное освещение частей сводов, сходящихся к барабану.
Устремлённая вверх башнеобразная форма храма подчёркнута довольно редким, но чрезвычайно выразительным приёмом — постепенным отклонением стен от вертикали внутрь здания. Такая пирамидальная форма основного объёма, апсиды и барабана усиливает визуальное восприятие этого небольшого по размером храма как мощного, устойчивого сооружения, устремлённого к небу:
Все эти особенности позволяют считать церковь в Перыни как один из образцов, на который ориентировались новгородские зодчие в последующие два века.
Строгий Перынский Скит
Что касается монастырской жизни, на протяжении XV-XVIII веков она была довольно бедной, о чём свидетельствует, например, новгородская Опись 1617 года:
Храм разорён, в монастыре старец один Максим. Церковной монастырской казны Божия милосердия у него крест благословящей да пять книг.
С XVII века монастырь упоминается приписанным к Юрьеву монастырю. После 1824 года обитель становится Скитом Юрьева монастыря, где следовали строгому уставу древних Палестинских скитов «с неусыпным молением». Женщины допускались территорию Скита лишь раз в году - в день празднования Рождества Богородицы.
В 1830-1840-е годы в Скиту были возведены одноэтажные красно-кирпичные постройки по проекту И.Ф. Соколова, сохранившиеся до наших дней. Также производился ремонт церкви, затронувший, главным образом интерьер здания — проведено сужение боковых усиление несущих столбов, в частности, исходная восьмигранная форма западной пары была скрыта за внешнем слоем.
Территория скита была обнесена каменной оградой, также была устроена звонница «на двух каменных столбах с шестью небольшими колоколами».
Cоветское и новейшее время: от возвращения Перуна до строгости Скита
Наиболее живописно ансамбль монастыря запечатлён на фотографии начала 1980-х годов со стороны Волхова:
Впрочем, сам монастырь, конечно, был в советское время закрыт, на его территории сперва расположилась рыболовецкая артель, а в 1960-е годы здесь организовали турбазу — была проложена дамба от Юрьевой слободы, поставили домики для отдыхающих, танцплощадку и ... поставили статую Перуна.
После возвращения церкви в 1990-ые годы территория вновь является Скитом Юрьева монастыря.
Хочется упомянуть строгость нынешней охраны Скита — автора предупредили о недопустимости пикников из-за наличия туристического коврика и рюкзака, а также указали о запрете входа в храм в майке с открытыми плечами.
Впрочем, после выполнения всех требований дальнейшее пребывание оставило самые светлые и приятные впечатления. По сосновой роще проложена эко-тропа с подробной информацией о флоре и фауне окрестностей:
Еще об архитектуре Великого Новгорода:
Спасибо за Ваш интерес!