Некогда знаменитый посёлок горняков в Партизанских сопках не желает расставаться с шахтёрскими атрибутами. Здесь вряд ли будут снова добывать уголь, но по крайней мере память о сложной и опасной профессии, о людях горного дела — живёт. И не только в музейных экспонатах.
О последних рыцарях Углекаменска — репортаж Ольги Катренко.
Виктор Махлярчук: «Он существует здесь уже давным-давно, просто здесь было как — трубочка, ямочка и люди набирали».
Костяк союза ветеранов шахты «Северная» год назад устроил здесь первый субботник. С тех пор заброшенное место у старой горной выработки стало популярным. Родник Правобережный.
Шахтёры еще и подтвердили этот факт, воду проверяли в Роспотребнадзоре. Она течёт из подземного ледника, что на макушке сопки.
Там растёт брусника, что не свойственно Приморскому краю, там кедровый стланник. Но 40 минут идти, мы не можем позволить себе 40 минут идти сегодня, но поверим».
Вместе с коллегой и другом Виктора Махлярчука расшифровываем еще одну горняцкую аббревиатуру. Юрий Мерзляков был на ВШТ.
Юрий Мерзляков, заместитель председателя Союза ветеранов шахты «Северная»: «Внутришахтный транспорт. Я его обеспечивал порожняком. Правда, я все шахты обеспечивал порожняком, в том числе и его».
Виктор Махлярчук: «Участок наш».
- Вы скучаете по тем временам, когда здесь уголь добывали?
Юрий Мерзляков: «Ту! Так это же были самые лучшие времена!».
На фотографиях застыли времена. И лица. Полный кавалер почётного шахтёрского знака и единственная женщина - Клавдия Дружбина. А этот 17-летний ГРОЗ, горно-рабочий очистного забоя еще на Донбассе, откуда приехал в Приморский край — отец Виктора Махлярчука.
Музею шахтёрской славы три года, и сейчас Виктор Лазаревич нам показывает самые интересные экспонаты. Чем они интересны? Они живые, настоящие, в действии были. Бур, да?
Виктор Махлярчук, председатель Союза ветеранов шахты «Северная»: «Шахта «Северная», все горные работы велись буровзрывным способом. Штанга буровая угольная, на ней короночка. Сверло электрическое. Вот, элетросверлом бурили шпуры, заряжали потом, взрывали».
Чем гордятся теперь? А хотя бы этими стенами. Ведь музей шахтёрской славы, все раритеты его - тоже народная инициатива. Как и живописный сквер в самом центре Углекаменска. Собственными руками создавали. И стихи написал один из горняков.
Виктор Лазаревич: «Не мальчики уже давно, и это верно. Как верно то, что памятью сильны. Нет шахты здесь у нас, и это скверно. Но есть музей, так что же, будем жить!».
Только так! Не горевать об утраченном, не опускать рук, сохранять особенным родной уголок.