Найти тему
WarGonzo

«Волоколамское шоссе» через зону СВО

Нашу рубрику «Искусство о войне»продолжает вести наш военный искусствовед Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр)

В книжном магазине Донецка были удивлены тем, что мы спрашиваем эту книгу. Им пришлось заказывать новую партию из Москвы, так как прошлую всю раскупили. Не будем скрывать, что команда @wargonzoya содействовала популяризации этого произведения среди донецких военных и советовала всем знакомым его прочитать. Нам в свою очередь эту книгу к обязательному прочтению настоятельно порекомендовали офицеры легендарного спецназа «Витязь», воевавшие в Изюме и Гостомеле. Советуем эту книгу мы и вам, подписчики. Эта книга о панфиловцах и о битве под Москвой. Её написал советский писатель Александр Бек, и называется она «Волоколамское шоссе».

Вступление захватывает сразу. Автор знакомит читателя со старшим лейтенантом Баурджман Момыш-Улы, которые командовал батальоном панфиловцев в боях под Москвой осенью 1941 года. Главный герой поначалу не хочет рассказывать заезжему корреспонденту историю боёв его подразделения под Москвой, но соглашается при одном условии, что если книга ему не понравится, то он отрубит своей шашкой писателю кисть руки(!). Какой страстный человек! Это сразу располагает читателя к главному персонажу, он сразу вызывает симпатию и интерес. Командир батальона – казах, и азиатское происхождение предаёт ему романтический флёр. Баурджман Момыш-Улы и воюет с азиатской страстностью. По страницам книги он ходит, не расставаясь со своей шашкой – какая отличная деталь!

Никакой несобственно-прямой речи! Нет всех этих литературных сложностей, повествование идёт без голоса непонятно кого за кадром. Всё как на войне – только личная ответственность, только прямая речь от первого лица. И за каждое слово, за каждый неисполненный приказ, за каждый сданный населённый пункт или километр, ты отвечаешь головой! Писатель с первых страниц передаёт эстафету повествования главного герою, и этот приём вызывает читательское доверие. При этом есть элементы структуры – повествование не линейное, есть временные стежки, скрепляющие произведение и делающие его интересным.

Те, кто побывал на передовой в зоне СВО сразу могут отметить схожесть обстановки. Книга как будто описывает события наших тревожных военных будней. Книга пахнет брёвнами и землёй блиндажей, она пропитана порохом, дизелем и мазутом. Миномётный обстрелы, «мясные» штурмы, раненые, 200-ые, танки, немцы на нашей земле – только беспилотников нет, а так всё это мы наблюдаем сейчас на Украине. Книга очень современна.

Сегодняшним командиром и солдатам она интересна и с военной точки зрения. Батальон панфиловцев отступая, внезапно наносит удары, и находясь уже в тылу противника, создаёт узлы обороны, таким образом не допуская врага к шоссе и замедляя продвижение фашистов, гася энергию удара. Такая тактика называется в книге «спираль-пружина» Панфилова.  

Кстати, «Волоколамское шоссе» было настольной книгой у Че Гевары и Фиделя Кастро, кубинских революционеров, которые тоже прошли через горнило своей войны, пусть и меньшего масштаба.

Повесть Бека относят к жанру соцреализма, но Маркс с Энгельсом упоминаются только один раз очевидно, чтобы выполнить советский норматив. При этом Баурджман Момыш-Улы цитирует Вольтера(!). Через главного героя автор раскрывает философию, психологию и мифологию войны. 

Генерал Панфилов предстаёт на страницах, как мудрый военачальник-аятолла, который не только владеет  военным искусством, но умеет и поговорить с солдатами, он даже учит, как чай правильно заварить и как плов приготовить.

В книге отражена суровая правда войны. Книга остросюжетная, но при этом в ней нет этой диссидентской клубнички с НКВД и заградотрядами, интригами штабных и тыловиков, о чём принято было писать и говорить в перестроечные и пост-перестроечные годы после развала СССР. Вот возьмём для сравнения написанный в 90-е годы и популярный среди либеральной интеллигенции военный роман Георгия Владимого «Генерал и его армия», где эти моменты присутствуют. Прототипом главного героя романа тоже был генерал ВОВ, генерал-полковник Чибисов.

Два автора, две книги, два генерала в основных персонажах, имеющие своих прототипов. Одному генералу давали неоднозначные оценки, он умер в миру от старости, другой безупречен в народной памяти и погиб на войне. Один из писателей не был на фронте, другой работал военным корреспондентом. Один написал свой роман намного позже описываемых событий в угоду политическим установкам, другой писал «находу» во время войны, по горячим и дымящимся следам.

И хотя роман Владимого по структуре сложнее, чем повесть Бека, в художественной ценности и реалистичности он ей проигрывает, так как конъюнктурен и наполовину вымышлен.

Повесть «Волоколамское шоссе» написан как роман-фельетон, фельетон в первоначальном значении этого слова – это когда роман публикуется в периодической печати по частям. Первые части «Волоколамского шоссе» стали публиковаться в журнале «Знамя» в 1943-ем, а писал Александр Бек книгу с 1942 по 1944 год. Причём первые части были написаны дважды – писатель забыл рукопись в подмосковной электричке. Впрочем, как признаётся автор, это придало произведению больше художественности, правда факта уступила правде искусства. Во всяком случае, главному герою не пришлось рубить руку писателю – книга получилась великолепная.

Известно, что с изобретением радио и телевидения, роман-фельетон приобрёл форму сериала. В постперестроечную эпоху выпущено столько пустых и дурных фильмов о войне и снято только единицы достойных картин, которые можно пересчитать по пальцам. А тут целый сериал – снимай не хочу. Неужели сейчас нет найдётся талантов, которые могли экранизировать «Волоколамское шоссе» в виде сериала? Вопрос риторический, но идею дарю. 

 @wargonzoya

*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи

4279 3806 9842 9521