Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

«Чужие проблемы как свои». Председатель сельисполкома о том, почему не променяет деревню на город

Оглавление
Фото: Вячеслав Цуранов
Фото: Вячеслав Цуранов

Штаб решения местных проблем —  так порой называют сельские исполкомы. Оно и верно: автолавка пришла не по расписанию, лесовозы разбили дорогу, на кладбище покосился забор — со всем этим люди идут к председателю сельисполкома. Хотя почему только идут? Звонят тоже: в рабочее время, в выходные дни, даже ночью. Председатель Людвиновского сельисполкома Вилейского района Наталья Шевелева к таким «нештатным» звонкам относится спокойно. За 29 лет работы в исполкоме она уже сроднилась с сельчанами, болеет за них, воспринимает чужие проблемы как свои.

-2

На связи 24 часа

Если руководитель — значит, должен сидеть в кабинете и руководить: стереотип, который давно не работает. Вот и Наталья Шевелева, когда зашел разговор о ее «владениях», на минутку задумалась, потом отметила:

— За месяц минимум 1200 км проезжаю. Людвиновский сельсовет не самый большой по площади, на его территории 35 населенных пунктов. И в каждом надо побывать, поговорить с людьми, выслушать их. А есть же и отдаленные деревни, откуда бабушкам и дедушкам непросто добраться в исполком. Так что за год 15 тысяч км наматываю, и это еще по самым скромным меркам.

-3

В день нашего приезда Наталья Шевелева, буквально на несколько минут забежав в кабинет, тоже отправилась колесить по деревням. Не для того, чтобы показать, как в селах и агрогородках Людвиновского сельсовета чисто, ухоженно, благоустроено (хотя этого у них не отнять), — надо решать текущие вопросы. В городе с этим было бы проще, там много разных служб. А в деревне все дороги ведут в сельисполком.

— Задач и обязанностей у председателя сельсовета много. К нему в первую очередь идут люди, если что-то случится. У меня каждую среду прием граждан: бывает, приходит пять-семь человек, а бывает, и один. Просят о разном: помочь заказать дрова на дом, покосить участок, спилить сухое дерево, — перечисляет хозяйка деревни.

Вечная проблема — дороги. В начале весны они требуют особого внимания, и люди хотят, чтобы именно через их деревню дорогу привели в порядок в первую очередь.

— Не всегда так получается, кому-то надо и подождать. Опять-таки зимой, если природа расщедрится на снег, проезд в деревню может быть затруднен. Подаем заявку в ДРСУ, ЖКХ — но предупреждаем людей, что в первую очередь машины будут убирать снег на дорогах, по которым курсируют рейсовые автобусы или школьники едут на учебу. Не все могут это понять: требуют всего и сразу.

-4

Людвиновский сельсовет — это почти две тысячи человек. Летом, когда начинаются огороды, и того больше. Если каждый хотя бы раз обратится к Наталье Шевелевой с просьбой или позвонит по какому-либо вопросу — сутки напролет ей придется помогать, разъяснять, решать… Может, хотя бы на мобильные звонки от сельчан наложить табу? Есть служебный номер, его и достаточно…

— Нельзя так. А если у человека что-то срочное? Помню, как-то автолавка не доехала до нескольких деревень, сломалась в дороге. А впереди выходные: люди на несколько дней могли остаться без свежего хлеба. Я в машину — и в ближайший магазин в Костеневичах. Купила хлеба, батонов, молока, развезла людям по домам. Пусть такие случаи и единичные, но они имеют место.

Каждый день выезжаю в деревню, общаюсь с людьми: важно быть в курсе всего, что волнует земляков. Не все проблемы удается решить на месте, тогда обращаюсь в райисполком. Руководство Вилейщины откликается на проблемы людей.Наталья Шевелева

Не надо убеждать — надо показать пример

За разговором не заметила, как приехали в агрогородок Людвиново, центр сельсовета. Населенный пункт довольно крупный, порядка 800 жителей. Есть школа, детский сад, амбулатория, Дом культуры, библиотека, магазины. Рядом с ухоженными домиками — несколько двухэтажек. Возле одной что-то громко обсуждают три женщины. Увидев машину председателя, заулыбались, замахали нам руками. Мы решили остановиться и поговорить.

— Может, вопросы есть какие-то к председателю или просьбы? — интересуюсь у сельчанок. — Хорошая возможность спросить о наболевшем.

-5

— А хіба мы Наталлю рэдка бачым? Яна кожны дзень у аграгарадку, калі ёсць якая просьба ці прапанова, звяртаемся да яе, — пожимает плечами Валентина Ивановна. —  Ніколі не было, как адмахнулася ад нас: усё для людзей робіць!

Ее соседка Анна Эдуардовна подтвердила: Наталья Шевелева не из тех, кто привык работать, не выходя из кабинета.

-6

— Яна, мабыць, і не сядзіць у тым кабінеце, заўсёды з людзьмі. Суботнік у нас быў. А вы ж ведаеце, як народ цяжка сабраць, арганізаваць. Леанідаўна першая прыклад паказала — і людзі за ёй пайшлі, навялі парадак ў аграгарадку. Сапраўдная гаспадыня сяла!

Вспомнили женщины и такой эпизод. Заборы, которые ставились на участках по президентской программе еще в 2008-2009 годах, пришли в негодность, их нужно было менять. Часть расходов на себя готов был взять район, но и жители должны были вложиться. Наталья Шевелева побывала дома у каждого: объясняла, зачем это нужно, просила не отказываться. А когда пришло время ставить заборы — включилась и в эту работу.

-7

— Людзей цяжка расшавяліць: адзін лянуецца нешта рабіць, другі грошай шкадуе. Але дамовіліся людвіноўцы, паставілі новыя платы. Прыемна паглядзець цяпер! — авторитетно замечает Людмила Васильевна.

Наталья Шевелева — победитель в номинации «Хозяйка села» республиканского конкурса «Женщина года — 2022».

6 тысяч рублей за дом

Такие населенные пункты, как Людвиново, — повод для гордости.  А вот за небольшие деревеньки, где осталось два-три жителя, или которые зимой вообще безлюдные, душа у председателя сельисполкома болит.

— Моя самая большая мечта — возродить деревни. Тяжело смотреть, как молодежь уезжает в города, покидает малую родину. Не буду скрывать: в сельсовете есть и пустующие, и ветхие дома, с которыми мы активно работаем. Стереть их с лица земли? Не мой метод, хотя это и проще всего, — вместе с Натальей Шевелевой мы снова объезжаем населенные пункты сельсовета. — Если дом пригоден для проживания, стараемся его продать. В прошлом году восемь пустующих домов нашли своих новых хозяев. С одним домом произошла интересная история. Выставили его за базовую, а желающих приобрести жилье оказалось пять человек. В итоге сумма возросла до шести тысяч рублей.

-8

Из услышанного делаю вывод, что численность сельского населения с годами все-таки уменьшается. Председатель Людвиновского сельисполкома подтвердила мои догадки.

— Я почти 30 лет работаю в сельсовете. За это время ни одна деревня не была признана умершей, не исчезла с карты Вилейщины. Но людей действительно больше привлекает город. Даже из агрогородков уезжают: при том, что Людвиново и деревня Сутьки газифицированы. Но есть и положительные моменты: те же минчане активно покупают у нас земельные участки. А в прошлом году мы выделили участки под строительство восьми многодетным семьям. Значит, не уедут они в райцентр: будут растить детей в деревне. Хотелось бы, чтобы таких людей, влюбленных в красоту сельских пейзажей, местную культуру и традиции, становилось больше.

-9

Наталья Шевелева понимает: в данном случае одного хотения мало. Чтобы люди готовы были оставить город ради деревенского колорита, надо им что-то давать взамен. Те же хорошие дороги, насыщенную инфраструктуру. Сделать это везде одномоментно нереально, но главное — двигаться в нужном направлении.

-10

— Не любить деревню нельзя. Именно там, где природа, где чистый свежий воздух, где искренние люди, — настоящая жизнь. Сколько себя помню, никогда не хотела в город. По совету папы даже поступила на агронома. Но жизнь распорядилась иначе, и первым моим местом работы стал сельисполком. Почти 30 лет я работаю с людьми, решаю их проблемы, отвечаю на вопросы. Помогаю не потому, что надо, а потому, что хочу. Чувствую себя нужной односельчанам — и одновременно понимаю, какая ответственность на мне лежит за будущее деревни, за людей, преданных земле.

Автор статьи: Галина Наркевич