Найти в Дзене

Дееспособность детей и подростков: нюансы законодательства

Гражданское законодательство различает два вида частичной дееспособности: 1) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, или частичную дееспособность малолетних (ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ) и 2) несовершеннолетних, достигших 14 лет, но не являющихся полностью дееспособными (ст. 26 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, причем – при условии соблюдения правил пп. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ. Данное правило носит общий характер и сделки, которые совершены самим малолетним вопреки ему, должны быть признаны ничтожными по ст. 172 ГК РФ. Вместе с тем п. 2 ст. 28 ГК РФ устанавливает ряд исключений из этого правила, предоставляя малолетним право на самостоятельное совершение отдельных категорий сделок, к числу которых относятся следующие:

1) мелкие бытовые сделки. Данное понятие носит оценочный характер. Так, нельзя поставить вопрос о том, что такое мелкая бытовая сделка вообще, однако можно выяснить, относится ли конкретная заключенная малолетним сделка к числу, во-первых, мелких, и, во-вторых, бытовых.

Придание сделки первого параметра носит строго относительный характер и будет зависеть от соотношения ее суммы с уровнем семейного дохода, приходящегося на долю малолетнего. В результате полностью похожие сделки, заключаемые детьми из семей разного уровня благополучия, будут квалифицированы по-разному: та, сумма которой ничтожна от общего размера ежемесячного дохода семьи получит обозначение мелкой; другая же, сумма которой будет составлять существенную долю в доходе семьи малолетнего, не будет признана таковой. Поэтому более верна для правильной характеристики данного вида сделок ее квалификация как бытовой: к таковым относятся любая сделка, предназначение которой состоит в удовлетворении обычных повседневных потребностей ребенка. Разумеется, что и здесь имеется определенная специфика в силу того, что потребности детей разнообразны: очевидно, что потребности трех детей, один из которых проживает в Санкт-Петербурге, второй – в Торжке, а третий – в дальнем маленьком российском селе, будут абсолютно разными. Однако «бытовая» характеристики сделки (в отличие от характеристики ее как «мелкой») более объективна и ярко выражена, и, как следствие, ее наличие более легко доказать;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, за исключением сделок, нуждающихся в удостоверении их нотариусом или осуществлении процедуры государственной регистрации, а также сделок, представляющих собой получение денежных средств от третьего лица без согласия законного представителя;

3) сделки по распоряжению денежными средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Законодателем не регламентирована дееспособность детей до 6 лет. Данная категория лиц по определению полностью недееспособна, так как закон не содержит другого положения. Между тем реальность говорит о том, что такие дети зачастую совершают сделки, которые могут быть отнесены к категории мелких и бытовых, и действительность которых никто и никогда не подвергает сомнению (например, покупка хлеба, обмен игрушками с друзьями, получение подарков на день рождения и др.). Предполагается, что именно этими возможностями дееспособность детей в возрасте до 6 лет и исчерпывается. Прочие сделки, заключенные данной категорией граждан, должны признаваться ничтожными по ст. 172 ГК РФ.

Малолетние являются также неделиктоспособными, то есть не могут нести ответственность. В случае если малолетний не исполнил гражданское обязательство или совершил гражданское правонарушение, то презюмируется, что виновными в его совершении являются его законные представители, которые либо плохо воспитывали ребенка, либо не осуществляли за ним должный надзор, либо (если ребенок нарушил какое-либо обязательство договорного характера) не снабдили его требуемым для исполнения имуществом или деньгами. Абсолютно логично, что в данном случае имущественная ответственность за правонарушения, допущенные малолетними, несут их родители, усыновители или опекуны (п. 3 ст. 28, п. 1 ст. 1073 ГК РФ). Ответственность за вред, причиненный малолетним, может возлагаться также и на учреждение, выполняющее функции опекуна или осуществляющего надзор за малолетним (пп. 2 и 3 ст. 1073 ГК РФ). Освобождение от ответственности указанных субъектов допускается лишь тогда, когда они докажут, что виновное поведение малолетнего не является результатом их вины.

После наступления 14-летнего возраста лицо может самостоятельно (собственными действиями) совершать всякие сделки, однако большая их часть требует предварительной санкции – получения письменного согласия или одобрения родителей, усыновителей или попечителей (п. 1 ст. 26 ГК РФ) под угрозой их возможного признания недействительными по иску любого из перечисленных лиц (ст. 175 ГК РФ). Ряд сделок, совершаемых указанными субъектами, не требует получения такой санкции; к ним относятся: 1) сделки, составляющие объем дееспособности малолетних; 2) сделки, направленные на распоряжение своими доходами (зарплата, стипендия и т.п.); 3) сделки по внесению вкладов в кредитные организации и последующее распоряжение ими; 4) сделки по осуществлению авторских прав (п. 2 ст. 26 ГК РФ). В данной норме содержится и положение о том, что по достижении 16-летнего возраста субъект имеет право самостоятельно и своими действиями осуществлять возникшую у них способность быть членами кооперативов.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную имущественную ответственность по сделкам, которые ими заключены и за вред, который ими причинен (п. 3 ст. 26, п. 1 ст. 1074 ГК РФ). В последнем случае если собственного имущества для возмещения причиненного вреда у несовершеннолетнего недостаточно, к ответственности могут быть привлечены те же субъекты, которые отвечают за деликты малолетних. Освобождение от ответственности для указанных лиц также возможно лишь в том случае, если они докажут свою невиновность в возникновении вреда (п. 2 ст. 1074 ГК РФ).