Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...
Она стала вдовой в 23 года. И всю дальнейшую свою жизнь княгиня посвятила сыну и Богу. Кто она?
Мария Ивановна, вдова князя Серпуховского Андрея Ивановича, мать князя Владимира Андреевича Храброго, вставшего на Куликовом поле рядом с Московским князем Дмитрием.
Но я же пишу о женщинах великокняжеской русской династии. Причём здесь Серпуховская княгиня? Как всегда - давайте сначала.
Великий князь Московский Симеон Гордый имел двух младших братьев - Ивана - князя Звенигородского( будущего Ивана Красного) и Андрея - князя Серпуховского. Мог ли Андрей Иванович претендовать на московский престол в случае смерти братьев и их детей в то чумное время? Наверное мог. Согласно лествичному праву. Именно на это добрые люди укажут потом, когда умрёт во время чумы 1359 года его брат Иван. Но он выбрал другое - служение старшим в роду. Кто его в то время в этом мог бы упрекнуть? Именно идею служения старшему в роду поддерживала и его жена - княгиня Мария Ивановна - воспитывая, а позже наставляя сына Владимира.
Княгиня Мария, видимо, родилась около 1330 года. Из «Рогожского летописца» мы узнаем, что ее отцом был Галицко-Дмитровский князь Иван Федорович. (Но у этого князя никогда не было дочери Марии!) В огромном справочнике "Двор Русских княгинь" вообще отсутствует мать Владимира Андреевича Серпуховского. А удельный Галицкий князь Иван Фёдорович был отцом первой жены князя Андрея Юлианы, умершей менее чем через год после свадьбы. Нелюбимая мною Википедия отсылает нас в Ростово-Борисоглебское княжество, к Константину Васильевичу, но по факту и у него дочь Мария отсутствует... Очередная нестыковочка в нашей истории.
Однако женщину эту почитают как Марию Ивановну, так и я буду её называть.
Летом 1345 года в Москве состоялись три княжеские свадьбы. Первая - поспешная князя Симеона, вторая - князя Ивана Звенигородского, третья - младшего из братьев Ивановичей Андрея князя Серпуховского, вдовца 18 лет от роду. Столица гудела, переживая эти праздники, удельные княжества ждали изменений. Однако молодой Серпуховской князь никуда со своего подворья в Москве не выезжал, ни к кому в гости не собирался. Жена принесла ему в качестве приданного земли в районе Радонежа - это было очень удобно, поскольку в той же стороне был и наследственный удел жениха.
Молодые супруги пытались попривыкнуть друг к другу, выезжали с проверкой в имения, смотрели как обустраиваются на их землях переселенцы с далёкого Юга Руси, где было очень неспокойно в то время. Но на земли Радонежа переселялись и обедневшие боярские роды Ростовского княжества. Именно так здесь оказались родители будущего преподобного Сергия, отец которого перешёл на службу к Московскому князю. Здесь же - на радонежских землях - в 1345 году в память с свадьбе князя Андрея закладывается Троицын Монастырь, ставший в последствии Лаврой. Обитель Живоначальной Троицы расцвела на соединенных землях. Княгиня Мария дала согласие на основание монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку . В результате образовалась духовная связь князей Серпуховских с Игуменом Земли Русской Сергием Радонежским. Княгиня же стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней.
Первенца князь Андрей Иванович назвал в честь своего отца и знаменитого деда - Иваном. Мальчик рос крепким, радовал родителей, но отец мог находится с ним очень мало - он по поручениям своего старшего брата - Великого Московского князя - то уезжал в Орду, то встречался с другими удельными князьями, решая проблемы.
В 1353 году на Русь снова пришла чума. Не прошла она и мимо великокняжеского терема. Зимой 1354 года сначала умерли малолетние сыновья князя Симеона Гордого, потом и он сам. Вслед за старшим своим братом, в начале лета, умер и Серпуховской князь Андрей, двадцатишестилетний молодой красивый мужчина, оставив после себя беременную жену и сына. Однако, видимо именно беременность заставила княгиню Марию собраться последними силами и родить на сороковой день со смерти мужа второго сына. Она назвала сына Владимиром, пророча ему славную судьбу. Крестил новорождённого мальчика Сергий Радонежский.
Но не успела молодая вдова оправиться от смерти мужа, как новое горькое испытание – смерть старшего сына Ивана. Жить теперь надо было ради младенца на её руках, наследника всех отцовских владений.
В браке княгиня Мария была чуть менее 9 лет...
Подрастающего сына от княгини Марии заберут достаточно скоро. Его и его двоюродного, такого же малолетнего, брата князя Московского Дмитрия будет воспитывать митрополит Киевский и всея Руси святитель Алексий. Уже в 16 лет оба юноши впервые не только будут сражаться с врагами, но одержат победу при защите Пскова от войска Ливонского ордена. Дальше их обоих дала судьба защитников Отечества и собирателей Русских земель.
А что же княгиня? Ей после смерти мужа в управление достались не только наследственные уделы, но и треть Москвы. Что бы ни говорили, ей принадлежала и треть собираемых в городе налогов. У княгини был свой двор в Кремле и дом на Кучковом поле. Молодой и богатой вдове не могли не последовать предложения вступить во второй брак, но она их не приняла.
Княгиня Мария Серпуховская занялась, как сейчас бы сказали, благотворительностью, совершала много добрых дел. Она помогла восстановить Москву после Всехсвятского пожара 1365 года: оказала помощь погорельцам, выделила средства и приняла участие в возведении каменного Московского Кремля.
А в 1370 году к ней и её сыну приезжают сваты. Именно так: не сын просит руки девушки, а её ему предлагают! Да не абы кто! Сам литовский князь Ольгерд, признавший благородство и силу молодого Серпуховского князя. Так Московский княжеский дом снова породнился с Литовским княжеством...
Так же как многие матери и жёны она молилась в день Куликовского сражения. И после него, когда ещё не было никаких известий о сыне и князе Дмитрии. Выступление засадного полка князя Владимира Андреевича Серпуховского, получившего прозвище "Храбрый" решило исход сражения. Господь даровал победу русскому воинству 8 (21) сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы.
Княгиня Мария же с благословения преподобного Сергия Радонежского основывает в Москве Рождественский женский монастырь. Изначально он находился на территории Кремля и носил имя Рождества Богородицы что на Рву. Но уже через некоторое время монастырь переносят на Кучково поле, на берег реки Неглинной, где были земельные владения князя Владимира Андреевича Серпуховского.
Благодарный Великий князь Димитрий Иванович издал указ, утверждающий это начинание, а княгиня Евдокия Дмитриевна оказала большую помощь монастырю. Игумен Сергий Радонежский стал первым духовником обители и дал ей общежительный устав, действовавший в его монастыре. Первыми же сестрами и насельницами монастыря были вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов. Княгиня Мария Серпуховская приняла в своем монастыре схиму с именем Марфы и скончалась в нём 15 декабря (по старому стилю 2 декабря) 1389 года. Она была погребена к северу от созданного ей монастырского собора, в том месте, где сейчас находится придел Сошествия Святого Духа на апостолов.
Долгое время считалось, что захоронение княгини Марии Серпуховской утрачено. Однако в 1990-е годы, когда в первом освящённом приделе Сошествия Святого Духа начали делать полы, было обнаружено неглубокое женское захоронение в монашеских одеждах. Вполне возможно, что таким образом было обретено захоронение основательницы монастыря.