Мы с коллегами в телеге обсуждаем вопрос о том, формируем ли мы у школьников навык составления развёрнутого текста. Я утверждаю, что в школе этот навык не формируется. Подготовка и написание "итогового сочинения" в школе.
"Навык написания развёрнутого текста" - это абстрактный навык. Как таковой он никому не нужен. Этот навык ничего не говорит о том, с какими целями написан текст. Можно научить человека складывать слова в предложения, предложения в абзацы и абзацы в длинный текст. И при этом текст будет бесполезен. Сначала мы учим детей писать бесполезные сочинения, потом бесполезные дипломы, потом бесполезные диссертации. Поэтому мы не должны ставить задачу "научить писать развёрнутый текст", а должны ставить задачу "научить создавать текст для достижения цели". Имеется область знаний, которая специально изучает методы решения этой задачи. Это риторика. Посему, если мы хотим "научить пользоваться текстом для достижения цели", мы должны с детьми в школе изучать риторику.
Создание любого текста начинается с постановки и решения следующих вопросов:
- зачем мы создаём текст?
- каковы требования к тексту?
- каковы наши ресурсы, с помощью которых мы можем создать текст?
Исходя из ответов на эти вопросы мы создаём текст.
Если мы говорим про обучение навыку создания текста, то учащиеся должны узнать:
- типовые цели текста и типовые способы их достижения.
- типовые требования к тексту и типовые способы их выполнения.
- наиболее доступные информационные (и иные) ресурсы, которыми можно пользоваться для создания текста.
- какими средствами можно выполнить требования при недостатке ресурсов. Как правило эта задача выглядит следующим образом: как выделить главное, чтобы успеть его сформулировать в ограниченный срок?
Ну и далее методика такова:
- рассматриваем примеры текстов, в которых цель успешно достигнута и требования выполнены.
- рассматриваем примеры текстов, в которых цель не достигнута или требования не выполнены.
- и далее учащиеся пробуют самостоятельно составить тексты, для разных типовых целей и с разными требованиями. Сначала пробуются тексты небольшого размера, затем более развёрнутые.
Я бы предложил такие типовые цели текста для их изучения и отработки с детьми в школе:
- описать ход событий в прошлом;
- описать предполагаемый ход событий (как могло было бы быть или как будет);
- описать явление;
- описать субъекта (в т.ч. себя);
- обосновать, почему какое-то явление является хорошим. В т.ч. почему какой-то текст является верным;
- обосновать, почему какое-то явление является плохим. В т.ч. почему какой-то текст является ложным;
- сформулировать вопрос;
- сформулировать предложение/приказ;
- обрадовать.
Набор того, какие надо выбрать для изучения наиболее типовые цели и типовые требования - это вопрос обсуждаемый. Но темы школьных сочинений обычно выглядят так: "Пофилософствуй о социальных явлениях, о которых тебе мало известно. При этом обоснуй свои мысли с помощью событий из вымышленного мира". Такая цель и такие требования к тексту явно не являются типовыми. Посему подобное задание не приносит пользу ни ученику, ни обществу.