Найти тему
Ваша Клио

СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ

(Воспоминания участника событий)

ПОДВИГ МОРЯКОВ "ВАНЦЕТТИ"

Корабли, как люди, рождаются и живут полнокровной жизнью, пока не состарятся. Пароход "Ванцетти" - один из первенцев советского судостроения. Построенный в Ленинграде на Балтийском заводе в 1928 году, он пережил долгую и яркую жизнь.

Это был типичный четырехтрюмный лесовоз на твердом топливе с поровой машиной в 950 лошадиных сил и электрическим рулевым приводом и лебедками, что по тем временам считалось последним достижением судостроительной техники.

Их было два лесовоза из этой серии, получивших свои названия по имени итальянских рабочих-революционеров, казненных в США в 1927 году по ложному обвинению в убийстве охранника обувной фабрики - "Сакко" и "Ванцетти".

"Новорожденные" лесовозы были переданы Мурманскому арктическому пароходству, где они прилежно трудились около семи лет. Осенью 1935 года "Ванцетти", пройдя северным путем, прибыл в порт Владивосток. Теплая встреча ожидала на причале экипаж парохода во главе с капитаном Г. Бютнером. О героизме и мужестве моряков, преодолевших все тяготы полярного плавания в Арктике, слагались легенды.

Пароход "Ванцетти" (Яндекс картинки)
Пароход "Ванцетти" (Яндекс картинки)

В Дальневосточном пароходстве судно работало до начала Великой Отечественной войны. Грозный срок первый экипаж "Вантцетти" встретил в полной готовности помочь Родине.

В 1942 году нас, первокурсников Владивостокского мореходного училища, распределили по судам дальневосточного пароходства. Меня направили в качестве матроса на пароход "Ванцетти", который должен был следовать в порт Петропавловска-на-Камчатке с грузом угля для судов.
8 апреля 1942 года наш пароход вышел из Владивостока в Японское море в направлении Цусимского пролива, так как северные проливы были закрыты льдом. В Японском море плавание проходило относительно спокойно, но чувствовалась настороженность всего экипажа. Приближающиеся к Цусимскому проливу, месту гибели русской военной эскадры 1905 года, советские суда по традиции одним длинным гудком отдают дань памяти русским морякам, героически погибшим в неравном бою с японским военно-морским флотом.

Когда наше судно проходило проливом Осуми, находясь в 90 милях от японского берега, в нейтральных водах над горизонтом появился японский самолет-разведчик. Он сделал несколько кругов над судном и скрылся. К вечеру того же дня над судном показались сразу два самолета японских ВВС. Они шли контркурсом на бреющем полете и так низко над судном, что можно было различить лица летчиков и крупнокалиберные пулеметы, направленные по диаметральной плоскости судна.

Я находился на верхнем мостике и, как сигнальщик, поднимал позывные флаги нашего судна. Мне казалось, что флаги плохо различимы, и я попытался их расправить на ветру. Вдруг головной японский самолет, пролетая над верхним мостиком, дал пулеметную трассирующую очередь, которая прошла правее меня, и если бы рулевой, находящийся в рубке, не "рыскнул" влево, то мое тело разорвало бы в куски и выбросило за борт. Это было моим первым огневым "крещением".
Пароход "Ванцетти" (Яндекс картинки)
Пароход "Ванцетти" (Яндекс картинки)
На другой день японские самолеты продолжали преследовать нас. Они сбросили на борт "Ванцетти" вымпел с текстом, где было приказано ложиться на курс в направлении берега. В случае неповиновения грозили открыть огонь. Я стоял за штурвалом. Последовала команда: "Лево на борт!"

Когда судно начало циркулировать влево, с японского самолета сбросили бомбу, которая разорвалась в 15 - 20 метрах слева по носу. Это была чудовищная провокация: гигантский столб воды взметнулся над спокойной поверхностью моря, затмевая видимость по курсу.

От взрыва судно вздрогнуло от носа до киля, но продолжало циркулировать влево. Когда взрывная волна скатилась по ватервейсам за борт, японские самолеты отошли в сторону и скрылись за горизонтом.

К вечеру того же дня к нам подошел японский минный тральщик, остановился поперек курса и под угрозой открытия огня приказал следовать за ним. Мы подняли сигнал: "Подчиняюсь силе оружия!", и последовали за ним, в направлении японского берега.

Ночью появился еще один корабль-сторожевик, который систематически освещал проекторами наш "Ванцетти" то с правого, то с левого борта. Нам стало ясно: японцы хотят силой захватить наше судно. Собрав команду, капитан В. Веронд и помполит В. Кравчук предупредили экипаж о необходимости проявить максимальную бдительность и не допустить увода с судна кого-либо из членов экипажа. Был намечен план расстановки людей на случай нахождения японцев на борту нашего судна. Впоследствии эти предвидения подтвердились. Вскоре к борту "Ванцетти" подошел японский гребной катер.

Пароход "Ванцетти" (Яндекс картинки)
Пароход "Ванцетти" (Яндекс картинки)

На борт поднялись 12 вооруженных японских солдат во главе с офицером, который требовал от капитана судовые и грузовые документы. Японцы были вооружены винтовками с примкнутыми штыками. Несколько японцев бросились на мостик и опечатали радиорубку. Связь с Владивостоком прекратилась. Японский офицер с группой вооруженных солдат ворвался в каюту капитана и, размахивая револьвером, приказал следовать в порт Кушимито. Капитан отказался выполнить это требование, ссылаясь на темноту и отсутствие необходимых карт. Офицер заявил капитану, что он лоцман и сам повеет судно в порт. В случае неповиновения, объявил он, с борта военного корабля будет открыт огонь.

Японцы поставили своего рулевого, дали ход, и судно пошло "рекомендованным" курсом. Через несколько часов хода с полубака старпом и боцман заметили темную гряду и закричали: "Рифы!". Дали полный ход назад, успели развернуться на обратный курс, отойти от берега и встать на якорь. Судно избежало посадки на мель, и таким образом была предотвращена третья японская провокация.

Утром к борту "Ванцетти" подошел катер с японскими офицерами. Среди них был переводчик в гражданской одежде. Начался досмотр судна, во время которого японские военные власти грубо обращались с членами экипажа: по всякому поводу угрожающе тыкали винтовками с примкнутыми штыками в невооруженных моряков.

Японский переводчик прочитал обвинительный акт, где было сказано, что пароход "Ванцетти" зашел в запретную зону территориальных вод Японии и радиостанция его работала до самого порта Кушимото.

Капитан ответил, что судно шло путем, официально разрешенным японским правительством, в запретную зону судно завели сами японцы. Что касается радиограмм, то конвойный корабль и самолеты не запрещали пользоваться радиостанцией. Тогда японцы выдвинули новое обвинение и потребовали, чтобы судно перешло на новое место якорной стоянки. Все имеющееся на борту оружие должно быть собрано и сдано на военный корабль. Капитан согласился с переменой места стоянки, но категорически отказался сдать оружие.

Пароход "Ванцетти" (Яндекс картинки)
Пароход "Ванцетти" (Яндекс картинки)

Начальник группы досмотра прочитал меморандум на японском языке, а переводчик сделал перевод, после чего капитану предложили подписать его. Но капитан потребовал текст на русском и английском языках. Переводчик же заявил, что судно находится в Японии и мы должны делать то, что требуется по японским законам.

Капитан ответил, что он находится на борту советского судна, а следовательно, на советской территории, и законы империи на него не распространяются. "Кроме того, - сказал капитан, - поскольку вы даете рекомендованный курс для выхода из запретной зоны, то должны гарантировать безопасность плавания, а также делать отметку в вахтенном журнале о том, что судно досмотрено и может свободно следовать по назначению". Японцы уехали на совещание, а когда вернулись, начальник досмотровой группы вручил капитану копии меморандума на русском и английском языках.

Капитан сделал свои оговорки в текстах. Японцы отметили в судовом журнале досмотр судна, а затем дали рекомендованный курс для выхода из запретной зоны. Капитан отказался от услуг лоцмана и запросил разрешение самостоятельно выйти из порта. Последовала команда: "Вира якорь!", и через час "Ванцетти" вышел из порта Кушимото и лег на рекомендованный курс. В порт Петропавловск-на-Камчатке мы прибыли с опозданием на две недели в связи с этим происшествием.

В те годы Япония формально придерживалась нейтралитета по заключенному с Советским союзом договору. Фактически же, будучи союзником фашистской Германии и Италии, постоянно препятствовала советскому судоходству в Японском море и прилегающих проливах. Согласно официальной статистике, только в 1941 - 1944 годах в бассейне Тихого океана было задержано 178 советских судов.

В случае с пароходом "Ванцетти" провокация японцам не удалась: благодаря бдительности всего экипажа, но имела негативные последствия. Из-за того, что мы не смогли вовремя доставить уголь в Петропавловск, в порту задержались несколько судов торгового флота, так необходимых для перевозок военных грузов в помощь фронту.

После разгрузки угля в порту Петропавловск пароход "Ванцетти" был направлен в порт Сан-Франциско для ремонта и последующей доставки стратегического груза в Союз. Кроме того, предыдущий рейс показал, что необходимо установить на судне вооружение для безопасности плавания.

В год 30-летия Великой Победы пароход "Ванцетти" уходил в последний рейс. Прощались с судном ветераны Сахалинского пароходства, работники управления, курсанты мореходных училищ, собравшиеся в порту Холмск. Протяжными гудками салютовали "Ванцетти" его собратья по нелегкому ремеслу.

По материалам:

Исследования, воспоминания, документы Вып.3. М., "Андреевский флаг", 2000. Богданов Ю. П.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц