Найти тему
Сказы Истории

Неудачный брак Лескова - от ненависти до безумия

В Петербурге на Пряжке в больнице для умалишённых в одной из маленьких комнат, где кроме простой железной кровати ничего не было, на подоконнике лежала крошечная старушка, такая крошечная, что её исхудавшее высохшее тельце умещалось совершенно свободно на узком пространстве. Она лежала, повернувшись лицом к стеклу и совершенно не реагировала на входящих. Это была первая жена Лескова Ольга Васильевна, которая находилась здесь уже много лет и никого не узнавала.

В 1909 году газетный работник Протопопов, осматривая больницу, заглянул к ней и поинтересовался, помнит ли она Николая Семёновича Лескова, больная задумалась. После явно больших умственных усилий, всматриваясь куда-то полуприкрытыми глазами, она едва приподняла кисти восковых рук и прошептала: «Лесков вижу..вижу.. он чёрный…чёрный..

Даже в своём безумии она продолжала его ненавидеть.

Лесков Николай Семёнович (1831-1895)
Лесков Николай Семёнович (1831-1895)

Из Орла в Киев

Ровно в середине 19 века из тихого провинциального Орла в Киев к дяде известному в городе врачу профессору Аферьеву приехал недоучившийся гимназист Николай Лесков. К ужасу и отчаянию родителей мальчишка бросил гимназию, просто не стал сдавать экзамены за очередной класс, с детства был своеволен и упрям. На семейном совете было решено отправить Николая в Киев, всё-таки большой город, больше возможностей чем в Орле.

Однако, в университет Николаю поступить так и не удалось, но Киев стал его житейской школой в течение 10 лет. Он поступил на службу в местную правительственную казённую палату в качестве помощника писаря, стал посещать лекции в университете в качестве студента-аудитора, изучал польский и украинский языки и искусство, принимал участие в религиозных и философских кружках студентов.

Скоропалительный брак и разочарование

Неожиданным для всех, знавших Лескова оказалась новость о его женитьбе в 1853 году на Ольге Васильевне Смирновой, дочери богатого киевского коммерсанта, владельца нескольких домов, ровесницей жениха, а жениху было от роду 22 года. Все, кто знал Ольгу говорили Лескову, что она злая, сварливая, холодная, глупая, но сильная страсть возобладала над разумом, он не захотел слушать даже отца и дядю и женился.

Николай Лесков и Ольга Смирнова
Николай Лесков и Ольга Смирнова

Что скоропалительная женитьба счастья не принесёт, стало понятно почти сразу. Уже через несколько недель знакомые обсуждали причудливую жизнь молодожёнов – постоянные скандалы, драмы и истерики жены. Она всегда была им недовольна – ни одного ласкового слова, ни приветливого взгляда, ни благодарности, сплошные капризы, стоны, брань, упрёки. Он терпел как запряжённая лошадь, которую кучер хлещет кнутом, и которая не может ни выпрыгнуть из оглобли, ни сломить её. У них родился сын Митя, который вскоре умер, и Лесков хотел развестись, потому что никакой любви не осталось, дошло до ненависти, но они прожили ещё четыре года, благодаря его командировкам.

Лесков устроился на работу в коммерческую компанию «Шкотт и Вилькенс» и провёл три года в бесконечных разъездах по России, позже он скажет, что это было лучшее время в его жизни. В этих странствиях он накопил впечатления, которые потом войдут в его полу сказки и полу были.

В семье между тем в 1856 году родилась дочь, а они дошли до того, что дома у них был настоящий ад, и когда стало невмоготу они договорились, что Ольга с дочерью остаётся в Киеве, а он едет в Москву, где будет заниматься журналистикой. Он там обустроится, а через год Ольга к нему приедет.

Писательский дебют

Именно в Москве он начал заниматься писательской деятельностью писать первые заметки на экономические и этнографические темы, которые не прошли незамеченными. Его пригласили в журнал «Русская речь», который затеяла графиня Салиас де Турнемир, урождённая Сухово-Кобылина, сестра известного драматурга.

Лесков выбирает для себя псевдоним Стебницкий и дебютирует в 1861 году не только в Москве, но и в Петербурге, в этот знаменательный для России год освобождения крестьян как нельзя более востребованным оказывается его знание народа и подлинной народной жизни.

За каких-то полгода он стремительно выдвигается в ряды заметных журналистов, становится вхож в кружки самой радикальной молодёжи. В Москве его поселяют во флигеле дома, который снимает графиня де Салиас, где и располагается редакция, его работой довольны.

Крах карьеры

Жизнь бьёт ключом, сулит широкие перспективы, как вдруг внезапно в одно хмурое утро из Киева прибывает Ольга Васильевна, всячески не желанная и не переносимая и наступает крах.

Ольга Васильевна выступает в позе покинутой с ребёнком женщины и прекрасно играет эту роль, устраивая скандал за скандалом.

- «Ты зачем ехала, чтобы ещё раз согнать меня с приюта, который достался мне с такими трудами, чтобы и здесь обмарать меня и наделать скандалов», - скажет ей Лесков.

За тем как разворачивается семейная драма Лескова придирчиво наблюдает множество глаз всей редакции и все до единого принимают сторону Ольги Васильевны. Лесков чувствует удивление и насмешку коллег, и понимает, что потерял с таким трудом завоеванную репутацию.

Графиня Салиас приглашает Лескова для разговора, пытаясь объяснить, как не надо с женой обращаться, Лесков взбешён, в итоге получается некрасивый и злой разрыв не только с женой, но и со всей редакцией.

Этот разрыв имел для Лескова катастрофические, даже роковые последствия.

При умелой помощи Ольги Васильевны, он нажил не одного врага, которые потом, став известными, отплатят ему сторицей. Одним из самых последовательных его противников стал бывший друг Алексей Суворин, который весьма скоро сделал блистательную журналистскую карьеру. Суворин будет всячески вредить Лескову на страницах прессы, и будет рассказывать молодым писателям, в том числе и Чехову о том, что Лесков щипал и бил свою жену, пересказывая жалобы Ольги Васильевны.

«Некуда» - роман-месть

Он решил им всем отомстить. В своём первом романе «Некуда», отчасти автобиографичном, он посвятил своей покровительнице, графине Салиас и её кругу отдельную главу под названием «Углекислые феи чистых прудов».

Лесков не просто зол, он взбешён, он закусил удила, но этот роман не только месть тем, кто посмел вмешиваться в его личную жизнь, это ещё и подведение некоего итога его скитаний в кругу новых людей.

Они в отместку объявили ему бойкот, который продолжался почти 20 лет.

Он был выброшен из большой литературы, отныне в течение десятилетий его удел второстепенные журналы и журнальчики. Критики о нём если упоминали, то вскользь или уничижительно.

А верный защитник Ольги Васильевны, его бывший друг Суворин продолжал открыто всем рассказывать о его отношениях с женой. Жизнь была кончена, разрушилась семья, обломки семейной катастрофы разрушили творчество. Он уехал в Петербург, где травля продолжилась, и он понял, что для него всё кончено.

Свежий глоток воздуха

Однако неожиданно в этот период для него начался путь к новой жизни и новому счастью.

В самый разгар горячих баталий вокруг романа, в 1865 году Лесков уезжает в Киев, там он знакомится с 25-летней Екатериной Бубновой. Она была несчастлива в браке, муж негодяй и игрок промотал её состояние, оставив Катерину с четырьмя детьми совершенно без средств.

Екатерина Бубнова
Екатерина Бубнова

Катерина спасла Лескова от многодневного запоя, в который он ушёл после очередного скандала с женой, вывела его из состояния близкого к самоубийству и дала надежду на будущее.

Имеющийся в наличии муж и четверо детей Катерины, и скандальная Ольга Васильевна не смогли остановить влюблённых. Через год Екатерина и Лесков уехали в Петербург вместе с детьми, а ещё через год у них родился сын Андрей, который станет самым дотошным биографом своего отца. Они прожили 11 лет в гражданском браке.

Андрею было двенадцать лет, когда родители расстались, Катерина с детьми вернулась в Киев, Андрея отец оставил себе.

Запоздавшее признание

Лесков полностью ушёл в творчество, после нигилистических романов, его произведения стали галерей святых и праведников Руси, их стали печатать, и он всё-таки как-то боком протиснулся в ряды русских классиков. Лесков писатель будущего – так скажет о нём Толстой.

Его роман «Запечатлённый ангел» изъявила послушать императорская семья, у него появились почитатели в кругах высшего света.

Лесков больше не пытался создать семью, однако в его жизнь периодически вторгалась Ольга Васильевна, то с требованием, чтобы он забрал к себе дочь Веру, то с иными запросами и упрёками.

В определённый момент стало очевидно, что её причуды не просто капризы, а за ними скрывается безумие. Окончательно подорвало её неустойчивую психику известие о разорении. Банкирский дом в Киеве, где помещалась основная часть её капитала объявил себя банкротом. Ольге Васильевне было около 50 лет, когда она окончательно поселилась в сумасшедшем доме, состояние её было безнадёжное. Лесков навещал её пока мог, её безумие легло тяжким бременем на его душу. Он ушёл из жизни в 1895 году, ему было 64 года.

Ольга Васильевна пережила Лескова почти на 15 лет, потеряв всё человеческое, и даже из глубины своего безумия она не переставала красить в чёрное того, кого когда-то любила.

Если вам понравился рассказ, поделитесь комментарием. Как вы считаете граничит ли ненависть с безумием?