Здравствуй, дорогой читатель! В информационную повестку снова врывается Реджеп Эрдоган, решивший добиться очередного обострения турецко-российских отношений. Наш надежный, но неуступчивый любитель пытаться усидеть на двух стульях совершил очередной демарш, и даже не один.
Давайте попробуем разобраться, что случилось.
Сразу хочу заметить, что не призываю паниковать и рвать на себе волосы. Случилось то, что случилось, давайте попробуем поразмыслить.
Диспозиция такая.
1. Турция отпустила на Украину взятых в плен русской армией главарей террористической организации. Эти самые террористы избежали наказания и предположительно были обменяны на Медведчука. Только передали их не Украине, а Турции, которая честно-честно обещала держать их у себя до конца конфликта.
2. Эрдоган встретился с Зеленским. Заверил в своей дружбе и том, что всецело на стороне Украины в целом и друга Владимира в частности.
Более того, заявил о необходимости продления зерновой сделки еще на 3 месяца, а лучше — сразу на 2 года. Его приглашение Путина в Стамбул в августе выглядело на этом фоне издевкой.
3. Глава турецкого МИДа Хакан Фидан провел встречу с украинским депутатом Мустафой Джемилевым, именующего себя так называемым «лидером крымскотатарского народа».
Этот жест — явная поддержка антироссийски настроенных жителей Крыма.
Реакция с нашей стороны пока излишне сдержанная, особенно для тех, кто хотел бы войны на все фронты сразу. И экономической и полноценной "горячей".
Но, к сожалению, наши возможности воздействовать на Турцию здесь ограничены. Особенно, если мы действительно не продлим зерновую сделку, в чем я, если честно, пока сомневаюсь.
Дело в том, что перекрытие Турции для нас означает прерывание сообщения с Европой, а потенциально — конфликт со страной-членом НАТО. Напомню, проливы из Черного моря контролируем совсем не мы.
Нам это прямо сейчас не нужно.
Более того, самостоятельность Турции в целом, и Эрдогана в частности тоже не стоит переоценивать. Он лавирует между Россией и Западом в сложной игре, где ценой может оказаться не только политическая карьера, но и жизнь.
Местный ЦБ уже устроил ему "веселье" с курсом лиры и поднятием учетной ставки в качестве показательных выступлений.
Это не служит оправданием поступкам турецкого президента, просто хочу попробовать взглянуть на ситуацию шире.
Более того, к саммиту НАТО надо организовать какую-то "перемогу". С военной точки зрения пока не получается.
Взрывать Запорожскую АЭС Зеленскому запретили, показателен звонок Макрона в середине этой недели.
Поэтому не стоит исключать, что турков вынудили хотя бы отпустить избежавших правосудия пленных и встретиться с Зеленским. Хоть что-то.
Мне эта ситуация отчасти напоминает диверсию на Крымском мосту, атаку беспилотниками Кремля и другие подобные провокации. Скорее всего, нас хотят спровоцировать на необдуманные действия.
Чтобы мы разрушили налаженные связи с турками: прекратили проект по газовому хабу, нанесли удар на сирийском направлении. Что-то в этом духе.
Развал российско-турецкого сотрудничества в итоге может сильно пошатнуть экономику обеих стран.
Однако это не повод терять лицо для наших властей. Чем можно ответить?
Скорее всего, мы увидим какие-то санкции по отношению к Турции, но довольно лайтовые. В частности, временный перерыв в зерновой сделке. Решительный отказ, затем потом какие-то формальные уступки для нас, а потом — возобновление.
А "доблестных" укронацистов скорее всего будут "отрабатывать" на территории 404-й общим порядком по аналогии с остальными знаковыми личностями.
Я бы отметил, что в отличие от проблем с экономикой и рядом "жестов доброй воли" прошлого года, описанные действия и заявления турков несут больше негативных эмоций, нежели реальной опасности для России.