Найти тему

В МХТ на «Мастере и Маргарите» зрители делятся на две половины

С самого начала ещё пандемии не была я в МХТ. Соскучилась.

А тут как раз контрамарку подарили на спектакль «Мастер и Маргарита».

Не очень я хотела, если честно.

Пристрастно отношусь к булгаковским экранизациям-инсценировкам.

Имею право! Диссертация у меня была по Булгакову, всю жизнь веду семинар, читаю всякие лекции, пишу статьи о писателе. Поэтому пошла настороженно.

Вечерний вид на МХТ
Вечерний вид на МХТ
Контрамарка и мой зачитанный Булгаков
Контрамарка и мой зачитанный Булгаков

Но сначала о театре. МХТ – прекрасен. Очень мне по душе зеленовато-оливковое внутреннее устройство театра, фойе с фотографиями корифеев и нынешних работников сцены. Все фото пересмотрели с любовью. Покланялись, как водится, Константину Сергеевичу и Олегу Николаевичу с Олегом Павловичем.

И фото Булгакова в фойе
И фото Булгакова в фойе

Кстати, полный аншлаг. Специально все высмотрела – ни одного свободного места.

Удивились, что нет занавеса с чайкой. Может, убрали временно? Сцена была украшена большой буквой «М». Как в метро. Я сразу начала напрягаться. Повеяло супермодной постановкой с сильным режиссёрским вывертом.

Одна из первых афиш спектакля
Одна из первых афиш спектакля

И не ошиблась я. Играли в современных костюмах.

Воланд прямо «как денди лондонский одет».

Я думаю, что если кто не читал роман Булгакова, то и не сразу понял, о чем речь. Потому что первая часть дана в восприятии Иванушки Бездомного.

Замечу, что в романе Иван содержался в отдельной палате с окнами, увитыми виноградом.

Здесь действие начинается не просто в психиатрической лечебнице, а в страшном месте с решетками, охраняемом людьми в странных костюмах всеобщего тоталитарного режима: каски, чёрные плащи, дубинки.

Ну, думаю, опять из «Мастера и Маргариты» полицейский спектакль получился.

В целом, такой и получился.

Задействованы невообразимые возможности мхатовской сцены: есть рельсы, идёт дождь, летит туман, выезжает настоящий трамвай, выводятся турникеты метро. Да! Ещё три экрана есть. Кстати, для нас, сидевших на последнем ряду бельэтажа, это было спасением. Мы хоть на лица актёров посмотрели.

Понтий Пилат и Мастер/Фото из открытых источников
Понтий Пилат и Мастер/Фото из открытых источников

Роман, конечно, покромсали для инсценировки. Но тут никаких претензий. Я и так удивилась, что многое сохранили. Текст-то немаленький.

Спектакль идёт долго, три с половиной часа. Хотя для нынешнего Художественного это не предел.

Надо сказать, что зрители четко делились на две части. Это в глаза бросается. Те, кто хорошо знают содержание романа и те, кто его очень отдалённо представляет.

Вот, например, посыпались ожидаемые деньги в сценах в Варьете. Я так и знала, что в реальный зрительный зал они полетят. А люди не ожидали и по-настоящему их ловили. Ну прямо по Булгакову!

Или вот мы, которые умные, ждали любимых романных фраз. Они ведь, эти фразы, как глянцевые конфетки, блестят и на вкус просятся. Когда, например, в Варьете Коровьев спросил, что с Жоржем Бенгальский сделать? «Голову ему оторвать», – вылетает в моей памяти сразу. А вторая половина зала реально ахает в момент отрывания головы.

Или, «Это водка?» – спрашивает Маргарита. У меня на автомате: «Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!». Этого жду и наслаждаюсь ответом, а вторая половина зала смеётся.

И так было весь спектакль. Кто-то смеётся, кто-то тексту радуется.

Правда, несколько раз зрительный зал замирал. И рождалось то, за что я прощаю все и люблю больше всего на свете. Когда зал дышит вместе с актерами и зритель забывает, где он находится.

Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья/Фото из открытых источников
Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья/Фото из открытых источников

Например, первая встреча Мастера и Маргариты. Очень нежно сделано, проникновенно. И эти желтые цветы…

Верю!

Правильно, что не стали обнажать Маргариту и Геллу, а также гостей на балу у Воланда. Конечно, покривили против текста. Но зато не устроили на сцене женской бани. Поэтому бал мне тоже понравился. Главное было ухвачено.

И ещё в спектакле было то, чего не показали ни в одной экранизации романа. И лично меня подтолкнули ко многим мыслям, которые всегда бродили в моей голове.

Воланд защищает, получается, память Иешуа и в финале, как на коммунальной кухне разговаривает с Левием Матвеем. Всегда меня это как-то напрягало. И в кино сидит несгибаемый Воланд и достойно разговаривает с посланником Бога.

А в спектакле, при полном сохранении булгаковского текста, Воланд сгибается от боли пополам, просто держится за свою трость, чтобы не упасть. Разговаривает вынужденно. Никакой коммунальной кухни, нечего им рядом делать – Сатане и посланнику божьему. Отличная сцена!

Вообще, много впечатлений от спектакля. Но главный вывод: ребята, как хорошо быть грамотным! Только так получаешь комплексное эстетическое удовольствие. Чего и вам, наши дорогие подписчики, искренне желаю.

Та самая лунная дорога/Фото из открытых источников
Та самая лунная дорога/Фото из открытых источников

И финальные поклоны актеров:

Еще о М.А. Булгакове:

Как на Новодевичьем сошлись воедино Булгаков, Гоголь, Голгофа и Лысая гора
Копите впечатления6 апреля 2021

Ирина Биккулова, г.Москва. Страничка автора в ВК, позволит быть в курсе и других интересных публикаций.