Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Как и Достоевский, Толстой в своей жизни испытал радикальные религиозные сомнения, которые привели его к мировоззрению, резко критичному по отношению к церковному христианству. Толстой доводит до минимума метафизическое содержание религи озной веры, полностью отрекаясь не только от догматического, но и от философского учения христианства. Он отказывается от самого поня тия Бога как метафизического Абсолюта. Как и Достоевский, Толстой берет из христианства только образ Иисуса Христа, причем понимает он его не как Богочеловека, а как человека, показавшего в своей жизни возможность устройства от ношений между людьми на совершенно иных основаниях. Метафизическое содержание религии, по Толстому, заключается толь ко в том, что она «есть установленное человеком между собой и веч ным бесконечным миром или началом и первопричиной его известное отношение».
При описании сущности человека в концепции Толстого принципи альное значение приобретает противопоставление Бога и земного бы тия. Земное бытие устроено таким образом, что в нем желание блага всему существующему в своей реализации сталкивается с большими трудностями из-за разделенности вещей, живых существ и людей — в силу того, что бессмертное начало блага оказалось заключенным в смертные, преходящие тела. Человек как телесное и смертное существо содержит в себе Бога как же лание блага всему существующему. Смертная, земная природа искажа ет смысл божественного принципа блага, это проявляется в том, что человек низводит этот принцип до желания блага самому себе, своей отдельной личности. Истинное же предназначение человека, которое и пытается выра зить в своей версии христианства Толстой, состоит в том, чтобы пре одолеть в себе желание блага для себя и возвыситься до божественно го принципа желания блага всему существующему, то есть до любви ко всему существующему. Процесс такого возвышения Толстой назы вает новым, духовным рождением человека. После же этого «рождения» человек открывает в себе Бога. Лучший способ достижения этой цели – опрощение жизни и примером такого опрощения служит русский мужик.
Важнейшим следствием принципа любви ко всему существующему в применении к общественной жизни становится одно из самых изве стных положений нравственного учения Толстого — тезис о непро тивлении злу насилием – т.е. отказ применять насилие при любых условиях.
Толстой настаивает на абсолютном равенстве всех людей, причем здесь подразумевается не только равенство естест венных прав личности, но и равенство, в смысле одинаковой незначительно сти, всех духовных сил, способностей и притязаний личности. Факти чески он отрицает за личностью способность быть творческим цент ром бытия, не признает каждую личность неповторимой, уникальной «вселенной».
Подводя итог, можно констатировать, что в учении Толстого безус ловно присутствуют два главных признака, определяющих характер ность русской философской традиции: искание истинного смысла хри стианства и особое внимание к проблеме человека и смысла его жизни. Однако в решении всех более конкретных проблем, которые были традиционны для русской философии, Толстой всегда выбирает самые крайние и самые радикальные варианты.