Найти в Дзене
iluminary | лингвистика

Стратегия обучения временам в английском языке (часть 1)

Грамматика является важным компонентом любого языка и должна изучаться, чтобы по итогу обучения ученик мог чувствовать себя уверенно в рамках общения на изучаемом языке. Неправильно применение грамматических правил может привести либо к бессмысленности предложения либо к его неверному пониманию. Именно поэтому, даже зная большое количество слов, невозможно эффективно общаться на иностранном языке и строить понятные предложения. По этой причине учителя иностранного языка обязательно выделяют время на обучение грамматике изучаемого языка. В общем и целом существует два подхода к обучению грамматике: индуктивный и дедуктивный. У каждого подхода есть свои сильные стороны. Дедуктивный подход силен тем, что не тратит много времени на объяснения и дает возможность ученику самому вывести правило, что особенно льстит взрослым ученикам, которые обладают аналитическим складом ума и умеют надолго концентрироваться на изучаемом матераиле. Индуктивный подход, в свою очередь, помогает детям изучать

Грамматика является важным компонентом любого языка и должна изучаться, чтобы по итогу обучения ученик мог чувствовать себя уверенно в рамках общения на изучаемом языке. Неправильно применение грамматических правил может привести либо к бессмысленности предложения либо к его неверному пониманию. Именно поэтому, даже зная большое количество слов, невозможно эффективно общаться на иностранном языке и строить понятные предложения. По этой причине учителя иностранного языка обязательно выделяют время на обучение грамматике изучаемого языка.

В общем и целом существует два подхода к обучению грамматике: индуктивный и дедуктивный. У каждого подхода есть свои сильные стороны. Дедуктивный подход силен тем, что не тратит много времени на объяснения и дает возможность ученику самому вывести правило, что особенно льстит взрослым ученикам, которые обладают аналитическим складом ума и умеют надолго концентрироваться на изучаемом матераиле. Индуктивный подход, в свою очередь, помогает детям изучать грамматику, а также тем, кто не силен в абстрактном мышлении; он помогает развивать автоматический навык, что делает учеников более активными на уроках.

Обычно ученики делятся на три категории: дети, подростки и взрослые. Возраст – один из важнейших критериев, который влияет на процесс обучения, поскольку от возраста зависят и характеристики ученика. Для ребенка важнее учительских объяснений слушание, просмотр видео, мастерство руками. Дети лучше усваивают информацию, которая касается их личного опыта. Они могут начать хорошо говорить на иностранном языке, если на них оказывается достаточное воздействие на этом языке. Очень хорошо дети обучаются языку через игру.

Взрослые ученики – это обычно зрелые личности, которые уже много лет потратили на обучение чему-либо, у них развитый интеллект, они знают, чего хотят, ставят перед собой цели и при наличии у них сильной мотивации способны в короткие сроки достигать высоких результатов. Взрослый ученик не сдерживается системой образования, на него не оказывают давление родители, он изучает язык для себя. Взрослые ученики обладают, как правило, развитым абстрактным мышлением.

Дедуктивный метод обучения основан на первоначальном объяснении правил с последующим представлением предложений, в которых они применяются. Другими словами, учитель объясняет правило, приводит примеры, а затем дает предложения ученику, чтобы понять, насколько хорошо усвоен материал. Индуктивный метод начинается с представления списка примеров, из которых ученикам нужно вывести самим правило. Подобный метод имеет сходство с тем, как ребенок усваивает первый язык: родители не объясняют правила языка, но благодаря ежедневной практике правила языка усваиваются сами собой.

Плюсы дедуктивного метода для учителя:

- экономия времени;

- опирается на умственные способности ученика;

- соответствует ожиданиям многих учеников, особенно с аналитическим складом ума;

- позволяет работать с примерами по мере их появления и не требует предварительной подготовки списка однотипных примеров.

Плюсы индуктивного метода:

- прилагаемые умственные усилия к запоминанию и выведению правила заставляют его лучше запомнить;

- благодаря приложению собственного умственного труда, человек может глубже проникнуть в суть правила;

- ученики больше вовлечены в процесс обучения;

- удовлетворяет потребности учеников, которые склонны к самостоятельному выведению правил из предложенных вариантов;

- готовит учеников к самостоятельности.

Минусы дедуктивного подхода:

- сложен для некоторых учеников, особенно для детей, поскольку у них плохо развито абстрактное мышление;

- ученики могут занять пассивную позицию;

- объяснения учителя хуже всего запоминаются по сравнению с другими демонстрационными материалами.

Слабости индуктивного метода:

- может потребоваться много времени, прежде чем ученик сможет вывести правило;

- затраченные усилия могут привести к тому, что ученик начнет думать, что основная задача при изучении языка – выведение правил;

- ученик может вывести неверное правило;

- ученик может ожидать применение дедуктивного метода и отрицательно оценивать применение индуктивного метода.

В связи с тем, что каждый метод включает в себя достоинства и недостатки, советуют использовать сразу оба. При этом ученые прикладывают усилия к разработке таких стратегий применения указанных методов, которые будут усиливать достоинства и ослаблять недостатки. Обучение грамматическим временам взрослых рекомендуется начинать с дедуктивного метода, а продолжать индуктивным методом, поскольку на первой ступени понимание является самой важной составляющей обучения, чтобы ученик мог запустить работу собственного абстрактного мышления, которое позволит ему сконструировать собственное понимание изучаемого языка. После того как взрослый ученик формирует прочную основу грамматических правил, применяют индуктивный подход, который позволяет глубже понять их через применение правил на практике в процессе общения.

Выделяют 4 основных шага в преподавании грамматических времен английского языка:

1) Понимание 5 базовых правил английских времен. На этом этапе центральную роль занимает учитель. Его задача состоит в том, чтобы ученики запомнили и выучили 5 времен (настоящее простое, прошедшее простое, будущее простое, длительное и совершенное).

2) Знакомство с другими временами на основе 5 базовых времен. Здесь важно обобщить знания, которые уже есть у ученика, чтобы помочь ему запомнить 16 английских времен. Этот этап центрирован на ученике, поскольку он должен сам вывести оставшиеся правила.

3) Усвоение этих всех времен. Учитель помогает обобщить сведения о временах: он не дает точных правил, а задает наводящие вопросы.

4) Применение времен в общении.

Стоит учитывать, что указанный подход подходит не каждому ученику и не в любой ситуации.

В следущей части рассмотрим данную стратегию более подробно.

Спасибо за прочтение и лайки:)

#english #лингвистика #teachingenglish