Найти в Дзене
Сергей Михеев

Внутренний туризм – одно из средств развития патриотизма

Михаил Мишустин продолжает свое общение с депутатами. В частности, он призвал «Аэрофлот» помочь развитию внутреннего туризма и перевозить россиян внутри страны по разумным тарифам. А то сейчас было дешевле слетать за границу, чем куда-то в нашей стране.

Сергей Михеев: Снова поддерживаю премьер-министра. Вопрос в том: если вдруг эти призывы не будут услышаны, тогда как? Это к вопросу о механизмах воздействия. Предположим, Мишустин призывает – хорошо; мы поддерживаем – замечательно; а дальше что? Тот же «Аэрофлот» говорит: «У нас тарифы – разумнее не бывает!» А дальше приводят расчеты, которые показывают, что не может летать дешевле с точки зрения коммерческой состоятельности. Значит, субсидировать – по-другому никак. Значит, государство должно на это выделять какие-то деньги или создать некую авиакомпанию специально для внутреннего туризма, которая будет заниматься только этим вопросом и находиться на государственном обеспечении. Ну или «Аэрофлот», который когда-то и создавался для того, чтобы обеспечить всю страну доступными воздушными перевозками. Когда-то они были более чем доступные – в Советском Союзе цены были очень дешевые и доступные для всех. Правда, у этого была обратная сторона: бывали проблемы с билетами. Это было настолько доступно, полететь мог кто угодно, а значит, билетов не хватало.

Тем не менее, в свое время «Аэрофлот» с этим справлялся и по доступным ценам развозил народ по всей стране. Никакого внутреннего туризма в условиях огромных масштабов нашей страны без действительно доступных цен на перелеты не будет. Какой смысл призывать людей куда-то там лететь, если дешевле лететь в Европу, Турцию, Египет или Таиланд? Это в целом людям дешевле обойдется. Это первое.

Второе: скоростные железные дороги. Надо развивать сеть скоростных железных дорог. Это может быть альтернативой самолетам по целому ряду показателей, включая и цены. Как показывает опыт других стран (Китай, Япония, Европа), цены на скоростные поезда в среднем ниже, чем цены на авиабилеты. Я думаю, это крайне важное направление. Дотянуть железные дороги до многих регионов, до которых они вообще не дотягиваются, это было бы тоже сверхзадачей. Все говорят: «Какая национальная идея?» О национальной идее можно еще долго думать, но есть простейшие вещи и задачи, которые надо решать. А именно: дотянуть дороги (в том числе железные дороги) до максимально большого количества регионов; дотянуть туда автомобильные дороги, чтобы люди могли доехать на собственных машинах.

Третье: Инфраструктура. Потому что приехать-то можно, а дальше что? Вот, например, ты прилетел в Хабаровск и сел там на самолет. Дальше что? Как туризм будет реализовываться?

Там такая красота! Сопки, багульники.

Сергей Михеев: Да, красота-то красота. Но ты насиделся в местной гостинице и пошел с палочкой гулять по сопкам? Все эти вещи должны быть отработаны и должны быть цивилизованными. Не то что ты приехал и пытаешься что-нибудь получить или со страхом где-то что-то узнать, попасть куда-нибудь. Приезжающий турист должен совершенно четко знать, что есть некая инфраструктура, которая его принимает и где ему надо платить деньги. И вопрос только в том, готов он платить или не готов. Если он готов платить, то должен понимать, что дальше все будет решено: транспорт, место пребывания, размещение и т.д.

И еще одна вещь, в которую, мне кажется, только государство может вкладываться. У нас с теплым морем проблемы – есть только Черное море. Кстати, раньше это море называлось Русским, а не Черным. Черным оно стало называться только после того, как туда вторглись венецианцы и все остальные. Они стали называть его Черным, а море, которое было Эгейским, - Белым, кто не в курсе. Потом Эгейскому морю вернули его название, а Русское море так и продолжили называть Черным, потому что генуэзцы, венецианцы основали там колонии, дальше уже османское, турецкое владычество и т.д. А раньше это море называли Русским, потому что только русские по нему ходили – в основном, вдоль берега, но тем не менее. Море у нас теплое одно: это Русское (оно же по недоразумению Черное).

Еще есть Азовское, Каспийское. Нет?

Сергей Михеев: Азовское – там тяжело. Я считаю, что Азовское и черное – это одно и то же, потому что ехать в одну и ту же сторону и это примерно то же самое. Каспийское не очень теплое, и там не сильно развита инфраструктура. Но на всей остальной территории нет теплых морей. Как можно людей туда привлекать? Надо создавать инфраструктуру в разного рода национальных парках и в крупных городах, где есть достопримечательности. Надо людям в дикой природе создавать возможность, чтобы они могли приехать и ею насладиться. Эти вещи достаточно популярны и развитие получили на Западе. Уверяю Вас, из Америки мало людей ездят в Таиланд отдыхать (у них, правда, есть свое собственное море). Я слышал, что на Камчатке, на севере в диких местах больше иностранных туристов, чем российских. Наши все хотят на теплое море съездить. А на вулканы и сопки запроса нет. Но его надо сформировать. Это вопрос информационной работы, вопрос рекламы. Потому что когда людей приучили, что отдых – это упасть на пляжи и «всё включено», они другого и не понимают, не знают, и им кажется, что это и есть отдых.

На самом деле такой отдых иногда хуже, чем работа. Порой приезжаешь на юг и видишь, что там люди «отдыхают» из последних сил. Так тратятся на это морально и физически, что видно, что они измучены этим отдыхом и им давно пора ехать на работу, чтобы там от него отдохнуть. То есть, это уже вопрос культуры. А так, конечно, да, внутренний туризм – это то, что нам надо развивать. Потому что при таких огромных территориях и при таком огромном количестве разного рода красот наши люди практически ничего не знают. Кстати, поэтому в том числе они покупаются на разного рода байки про заграницу – потому что у нас огромное количество людей своей страны не знают. Этому способствует и то, что людей все больше и больше, как пылесосом, высасывает в крупные города. Они здесь скучиваются, живут и страдают от всего этого. А своей огромной страны они, в общем-то, не знают, не понимают, не видят, а многие, к сожалению, и не любят.

Это надо прививать, с этим надо работать. Эта ситуация не фатальная, а рабочая. Внутренний туризм – одно из средств развития патриотизма в стране, любви к собственной родине. Потому что ты ее узнаёшь и видишь много того, что раньше не видел. И это вопрос перестройки мышления, мировоззрения. Наблюдение за красотами природы умиротворяет человека. А «бой за место на пляже», полупьяное существование в отелях «всё включено» человека не облагораживает, не возвышает, и я считаю, что он даже не отдыхает. Иногда вижу людей, которые, как котлеты, жарятся на этих пляжах в 2 часа дня, когда медики говорят, что ты, считай, рентген прошел лишний раз – я считаю, они не отдыхают, а страдают. Но им кажется, что они отдыхают. Им внушили, что это есть отдых. Поэтому туризм – большое дело.