Найти тему
Tanya_v_chemodane

Северный Кавказ глазами туриста: мужчины и женщины, религия и язык, как живут и как одеты.

Для начала определим, что в этой статье я подразумеваю под Северным Кавказом. Это: Дагестан, Ингушетия, Чеченская республика, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкессия и Адыгея. Во время нашего Большого Кавказского путешествия мы не заехали только в два последних региона, ну, не успели уже. Все остальные территории дали мне много пищи для размышлений.

Начнем с религии. Именно она, как считается, диктует поведение, этику, образ жизни, стиль одежды, вкусовые предпочтения местного населения. Что из этого следует знать туристу. По религиозным верованиям регион не однороден. Но довольно резко выделяются территории, где большинство жителей исповедуют ислам. Настолько резко, что некоторые туристы даже забывают, что Дагестан, Чечня, Ингушетия – это тоже Россия, и называют регионы другой страной)). Расскажу о них.

Итак, что сразу бросается в глаза. Прежде всего обилие мечетей. Турист – субъект любопытствующий и, естественно, хочет зайти внутрь, посмотреть, а как оно там. И здесь неправоверного туриста ожидает первый сюрприз: во время молитвы, особенно пятничного намаза, попасть в мечеть невозможно. Нужно ждать, пока помолятся мужчины-мусульмане, потом женщины-мусульманки, и только после этого турист иного вероисповедания может удовлетворить свое любопытство.

При этом, заходя в мечеть, надо обязательно снять обувь. Если ваши конечности не ухожены, либо носки не первой свежести или длительной носки, вы можете почувствовать себя неловко. Этот момент надо предусмотреть, славно, что новые носки стоят недорого. Если вы боитесь оставлять дорогую обувь возле входа без присмотра, тогда надо захватить с собой пакет/шопер/рюкзак, куда обувь можно положить.

-2

Женщины -туристки должны учесть еще два момента:

- перед посещением мечети нужно облачится в бесформенный балахон и повязать голову платком (если вам неприятно одевать то, что до вас кто-то уже носил, берите свой балахон и платок),

- зайти можно только в тот отсек мечети, где разрешено молиться женщинам (в крупных мечетях он, как правило, находится на втором уровне. Честно скажу, с высоты вид даже лучше, но мужчины не увидят, им туда нельзя).

Мужчинам в шортах или с голым торсом войти в мечеть тоже не разрешат. Понятное дело, что внутри надо вести себя благопристойно, не шуметь, не приставать к молящимся, не пытаться унести элементы декора)), как бы они вам не нравились, и тому подобное. Элементарные правила поведения в местах религиозного культа никто не отменял.

При мечетях есть туалеты, куда пускают всех. Мы пока ждали прохода в «Сердце Чечни» пару раз туда сходили, они чистые. На заправках есть молельные комнаты, даже коврики дорожные продают с компасом, чтобы знать, где Мекка. Даже по дороге вниз от Гамсутля я увидела молельный камень и коврик рядом.

Можно, конечно, пройти и мимо культовых сооружений ислама, это не обязательная программа, но…страшно интересно.

Совсем другая религиозная атмосфера в Осетии (как в Северной, так и в Южной). Большинство осетин - православные. Однако их вера довольно тесно переплетается с мифологией, порой самым причудливым образом. Помимо православных храмов есть еще и аланские святилища, для посещения которых тоже надо соблюдать похожий дресс-код. Храмы, особенно в горах, каменные, по стилю древнехристианские (как в Грузии, Армении, Греции). В городах, понятное дело, архитектура храмов более классическая, привычная жителю Средней полосы.

-3

Ок. Из-за большого количества мусульман, проживающих на Северном Кавказе, многие думают, что именно ислам определяет то, как ведут себя местные, и то, как они одеваются. Я позволю себе не согласиться с этим утверждением. И вот почему. В этот мир мы приходим голые, вне зависимости от того, какой религиозной конфессии принадлежат наши родители. Значит, любому богу изначально все равно, что на нас надето. В противном случае, мусульманские девочки рождались бы в хиджабах, а православные в кокошниках. Но это не так. То, как мы себя ведем, и то, как мы одеваемся, определяет социум, то есть общество, в котором мы рождаемся, воспитываемся, живем и умираем. Кавказ не исключение.

Местный социум придерживается патриархальных взглядов с четким распределением гендерных ролей. Чтобы кавказским мужчинам отказаться от доминирования в обществе, это не одна Великая Октябрьская революция должна произойти, а сто, как минимум))). Вряд ли мы увидим смену парадигмы при нашей жизни, поэтому во всем, что касается этики, поведения, культурного кода, дресс-кода, моральных устоев, гендерных ориентировок, общественных реакций и прочих социальных параметров, которые укоренились в предгорьях Кавказа, нам надо просто проявить уважение к чужому мнению и толерантность. Нам — это туристам. Мы приезжаем в регион не затем, чтобы его изменить. Мы приезжаем, чтобы его изучить. Две большие разницы.

Расскажу, каким я увидела кавказский социум. Со своей, естественно колокольни. А мое мировоззрение определяет мой социотип: работающая на руководящей должности женщина, соломама девочки, городской житель, путешественник с 25-летним стажем.

-4

Во-первых, я сразу увидела разницу между жизнью кавказских женщин в большом городе и в сельской местности. Она очень заметна. В сельской местности на улице встретить женщин довольно затруднительно. Я имею в виду праздно гуляющих женщин. В любое время суток, даже в светлое, даже с детьми. В туристических местах можно, но только за работой, как правило, за прилавком магазина (за вязанием, выпечкой хлеба). В местах семейного отдыха, например, в дагестанской Главрыбе, видела женщин только с детьми или с мужчиной-спутником. В городе были варианты. Например, в Грозном, местные девушки ходили по центру города с подружками, без родителей, без братьев, без каких-либо сопровождающих мужского пола. В Махачкале я видела девушек подружек в ресторане, тоже без спутников. И это была картинка очень похожая на ту, которую можно встретить во многих российских городах.

Но так или иначе было заметно, что мужчин и на улице, и в ресторане, и на рынке значительно больше. Официанты в основном мужчины. Водители, таксисты – подавно. Гиды – тоже в подавляющем большинстве мужчины. Баристы, полицейские, персонал на заправках, билетные контролеры, портье – все те, кого обычно встречают туристы на своем маршруте – тоже преимущественно были мужского пола.

Во-вторых, цвет Кавказа – черный. Он подавляющий. Встречаются, конечно, варианты, но не так, чтобы часто. Мужчины, как правило, одеты просто и строго, любят кожу, начищенные ботинки, носят бороду. У женщин, большинства из них, всегда покрыта голова. Причем везде по-разному: у кого просто небольшая косынка, а у кого все волосы убраны под широкий платок. Закрытых полностью женских лиц я не видела. Но сразу видно женщин строгой веры: одеждой закрыты руки до кисти, ноги до стопы, юбка всегда ниже колена, закрыта грудь, иногда даже шея. Видно только лицо и руки. И вот здесь начинается, как мне кажется, самое интересное.

-5

Что дагестанцы, что чеченцы, что ингуши, то есть те, кто живет на восточных склонах, они, скажем честно, не красавцы в большинстве своем (если под красотой понимать антропологическую гармонию черепа и черт лица). Исключения есть, но они очень редки. В отличие от мужчин, которые проживают в западной части Северного Кавказа. Среди тех же осетин – ну очень много симпатичных, даже смазливых. Теперь такой нюанс: если у некрасивых мужчин рождаются похожие на них дочери, то они тоже не красавицы. Это природа, ну, куда деваться. Однако! В 21 веке, кроме генетического кода, есть еще масса современных косметических технологий, которые приходят на помощь некрасивым женщинам. И этот удивительный феномен преображения я наблюдала в Чечне. Подавляющее количество женщин, которых я видела в Грозном, сделали себе татуаж бровей (так, чтоб вразлет, крыльями птицы) и накачали губы (так, чтобы придать им вид мягкой припухлости). Про наращённые ресницы я умолчу. Я бы и не поняла, что это все искусственное, пока не вспомнила, что у чеченцев от природы узкие губы, это типаж такой, а мне навстречу плывут пухлогубые «турчанки», одна другой краше. И вот тут меня осенило. Косметические процедуры недешевы, Чечня регион не бедный, почему бы не потратить прибыль на тюнинг? И они потратили. Да, видно только лицо, зато какое. Да, видны только руки, но с каким маникюром, кольцами, часами. Уверена, если бы в том же Дагестане было денег побольше, женщинам было бы чем заняться в косметологических кабинетах))). И наверно это было самое большое удивление от кавказского региона.

В-третьих, попытка переселить жителей Кавказа в многоквартирные дома, как мне кажется, не увенчалась успехом. Не тот размах был у советского строительства, чтобы конкурировать с извечным желанием увеличить жилплощадь подручными средствами.

Варианты этой несостыковки мы довольно часто наблюдали в Дагестане. Представьте себе стандартный балкон пятиэтажной хрущевки, который выдвинули вперед метра на полтора, а чтоб новая комната не упала на голову соседям, дно укрепили балками под углом 45 градусов с упором в стену под. Какой такой конструктив? Не видишь, тесно нам. Понятие жилищной комиссии я тоже , полагаю на Кавказе чисто номинально)))).

И такое архитектурное хулиганство в городах Кавказа не редкость. Подобные эксперименты с жилфондом советских времен я видела, например, в Тбилиси и в Ереване.

Однозначно отдельные народы могут жить только в своих домах. Вот где настоящий плацдарм, чтобы развернуться. При этом никто не узнает, что творится на частной земле, так как забор будет под небо. О благосостоянии семьи тоже сложно судить, ибо на Кавказе принято ставить ВОРОТА. Вот именно так, капслоком, поскольку ворота - это визитная карточка хозяина. Чем они богаче, тем, как представляется, более уважаемый человек за ними живет. И не важно, что отдельные ворота напомнили мне кладбищенские ограды. О вкусах не спорят. Но где бы вы не ездили, ворот вам не миновать. Опять же такую моду, или традицию, я еще встречала в Азербайджане. Не удивительно. Страны-то может и разные, но народы с их представлением о богатстве уж точно одни и те же.

Обратила внимание, что в Чечне очень ухоженные села. Дома большие, все под новыми одинаковыми крышами. О Чечне я, наверно, отдельный пост напишу, здесь только общие впечатления.

-6

В-четвертых, культура кавказских праздничных застолий довольно сильно отличается от среднерусской. Нельзя не заметить, как много на Кавказе банкетных залов. Это уже не секрет, что кавказские свадьбы начинаются от 300 гостей. Так ведь этих гостей надо где-то разместить. Хоть надстраивай балкон, хоть во двор продвигайся, такая орда все равно не поместится. А еще тамада, музыканты и столы с едой и с официантами. Однозначно нужен банкетный зал. Например, на подъезде к Махачкале со стороны Кизляра я их насчитала не менее пяти. А по факту могло бы и гораздо больше. Это те, что я увидела, пока за дорогой не следила, на светофоре стояла. И в связи с банкетным залом я заметила еще одну особенность. Кавказские мужчины и женщины в повседневной жизни и в банкетном зале - разные люди. Чисто внешне, конечно. Мужчины надевают белые рубашки и сразу становятся как менеджеры автосалонов)). Женщины - платья всех цветов, да с блестками, да со стразами, да все в золоте. Платки снимают, волосы распускают, каблуки обязательно, яркая помада тоже. Ну, не женщины - жар-птицы. Мы совершенно случайно попали в заведение, где накрывали банкет, и гости уже начали съезжаться. Вот тут-то я и открыла для себя эту разницу. Сказки 1001 ночи)).

Помимо большого количества гостей, очень характерен праздничный музон. Предпочтение отдается музыке с национальным колоритом. Будь то фолк, или поп, или что еще, но вот эти довольно узнаваемые восточные переливы, они слышатся везде. И не только, кстати, на праздниках. Но и из окна авто, как ринг-тон на телефоне, диск в туристическом автобусе, телевизор в кафе и так далее. Везде ай-на-не. Под эту музыку все живут повседневную жизнь и празднуют. Национальные танцы обязательны. В конце мероприятия могут "Ягоду-малинку" поставить, но стопроцентно не в начале. Такие дела.

-7

В-пятых, для всего региона характерен природный билингвизм. Для меня животрепещущая тема, ибо дочь моя билингв искусственный, а тут в обычной жизни можно наблюдать сотни, тысячи билингвов. Я заметила, жители Кавказа любят говорить на своих языках: в Дагестане на горных диалектах, в Чечне - на чеченском и тд. Это их язык комфорта. Однако при этом, они совершенно свободно переходят на русский язык. Даже паузы не делают. Стиль русского языка, конечно, отличается, сразу видно хорошо образованного человека, и так себе. Но не в этом суть. В регионах с другой ментальностью и жизненным укладом для русскоговорящих туристов не возникает дискомфорта в общении, и это тоже важно. А то, что кавказцы с рождения говорят на двух языках - это очень круто.

Безусловно, одной из ярчайших характеристик социо-культурной жизни Кавказа является еда. Но ей я посвящу отдельную статью))).

PS. Если статья понравилась, не забудьте, пожалуйста, поставить лайк.