Вечером в четверг 6 июля на Тверском бульваре очень неслабо горело. Густой едкий дым заволакивал Пушкинскую площадь и окрестности. Горел ресторан «Кафе Пушкинъ», известный своей барской роскошью и игрой в историю. Там собственно в одном владении ещё ряд ресторанов – паназиатский «Турандот» и молодёжный «Фаренгейт» (очень символично в связи с пожаром!). Хоть и дымило сильно, будто смоляной склад горел, но вроде никто не пострадал. И слава Богу!
Любителям русской старины этот ресторан памятен не столько игрой в дореволюционную роскошь, сколько варварским сносом знаменитой усадьбы Римского-Корсакова. Не композитора, а писанного красавца, екатерининского фаворита, генерал-майора, поселившегося тут по соседству со своей возлюбленной – Екатериной Строгановой, ради него бросившей мужа. Её супруг развода не дал, но повел себя великодушно – купил жене в Москве дом у Тверских ворот и дал ещё подмосковную усадьбу Братцево в придачу. Невенчанная пара прожила вместе более 30 лет, родила четырёх детей, которые как незаконнорожденные значились их воспитанниками, получив фамилию Ладомирские.
Соседствующие дома, в которых поселилась возлюбленная пара, изначально стояли боком к Тверскому бульвару, так как были возведены ещё во времена, когда на месте бульвара высилась стена Белого города. Со временем две усадьбы, слившиеся в одну, обзавелись изысканными фасадами в стиле ампир, глядящими на первый бульвар города, модное место дворянских гуляний. Наши герои жили долго и, видимо, счастливо. Екатерина Петровна умерла в 1815 году, а Иван Николаевич прожил дольше, до 1831. Сюда к старику приезжал сам Пушкин, чтобы получить из первых рук предания о дворе Екатерины II.
В советские годы владение сделалось коммуналкой, которую в 1970-х расселили. А в 1980-х -начале 1990-х повели реставрацию для Союза художников СССР. Тщательно были восстановлены строения, выходящие на Тверской бульвар. Сохранили чугунную лестницу, анфиладу комнат с колоннами, подлинную лепнину и старинные дубовые двери. В 2000-х наступили новые времена, и знаменитый дом был отдан Андрею Деллосу, восходящей ресторанной звезде, настоящему потомственному французу, удачно раскрутившему по соседству ресторан "Кафе Пушкинъ". Передали ему усадьбу для завершения реставрации и устройства в ней «Культурного центра русской старины». Деллос понял это очень своеобразно и всю старину кроме фасадов выкинул на помойку.
На месте усадьбы в 2007 году вырос новый ресторан «Турандот», внутренности которого обыгрывают псевдо-китайские барочные увлечения 18 века. Настоящие же толстые стены 18-го века, а то и ранее, и сводчатые подвалы под ними были снесены, ибо мешали строительству подземной многоярусной стоянки, и вообще занимали слишком много полезной площади. Сохранённые фасады, выходящие на бульвар, на самом деле заметно исказили, следуя вкусам и требованиям заказчика.
Это, вероятно, самый вопиющий случай уничтожения Объекта культурного наследия федерального значения в Москве! Но неприкрытое беззаконие и федеральные, и московские чиновники от культуры упорно не замечали. Андрею Константиновичу явно покровительствовали на высоком уровне, видимо в благодарность за обеды или ещё за что-то не менее вкусное.
Прошло уже 20 лет. Многое забылось, но не всё. Старик Римский-Корсаков порой напомнит о себе. Можно надеяться, что когда-нибудь г-ну Деллосу предъявят счет за уничтожение национального достояния. Не той страны, которая ему вручила орден Почетного Легиона, а той, где он ещё зарабатывает на оливье и котлетах. Как минимум, хорошо бы его заставить восстановить то, что разрушил. И не абы как, а реставрационными методами. По старым планам и фото. Пока же мы можем только обходить стороной его харчевню «Му-Му», которую он держит для простого народа.