Психологическое выгорание, или синдром выгорания, является серьезной проблемой, которая затрагивает множество профессий, включая педагогическую. Педагогическая деятельность, хотя и носит благородный характер, оказывает значительное давление на учителя, которое может привести к психологическому и эмоциональному истощению. Существует несколько причин психологического выгорания педагога. На недавнем форуме, который я посетила ( в Курмыше. Вчера я немного об этом рассказала) ,одной из тем тренингов и мастер-классов была как раз тема выгорания педагогов. И даже были предложены решения для справления с этой проблемой. Про эти способы я хотела бы сегодня с вами поговорить.
Но, сначала, давайте обсудим причины выгорания. 🤔
Одной из основных причин психологического выгорания педагога является чрезмерная нагрузка на работу. Учителям необходимо не только проводить уроки, но и выполнять дополнительные обязанности, такие как разработка программ, проведение внеклассных мероприятий и взаимодействие с родителями. Постоянное давление и долгосрочный стресс могут привести к истощению ресурсов педагога и отрицательно сказаться на его физическом и эмоциональном здоровье.
Второй важной причиной психологического выгорания педагога является недостаток поддержки и признания со стороны администрации и общества. Учителям часто не хватает поддержки и понимания со стороны своих коллег, родителей и даже учеников. Определенные ожидания и критика могут привести к ухудшению самочувствия и снижению мотивации педагога, что в конечном итоге приводит к психологическому выгоранию.
Существует несколько способов справления с психологическим выгоранием педагога. Во-первых, важно создать поддерживающую среду в школе, где учителя могут обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Организация регулярных собраний для обсуждения проблем и поиска решений может помочь учителям преодолеть чувство изоляции и перегрузки. Это, как вы понимаете, зависит от администрации школы. Здесь заострять внимание сегодня не будем. 😌
Во-вторых, нужно уделить внимание самому педагогу. Учителю важно выделять время на саморегуляцию и отдых. Регулярные занятия спортом, медитация или другие методы релаксации могут помочь снять напряжение и снять стресс. Также можно посоветовать учителям изучить и применять методы работы с эмоциями, такие как позитивное мышление или медитация, чтобы улучшить свою эмоциональную устойчивость.
На форуме я познакомилась с двумя способами саморегуляции. Это артерапия и нейрографика.
1)Артерапия
Направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние.
Честно говоря, я думала, что всякими рисунками нельзя расслабиться. Я такой человек, который не умеет рисовать. А каля-маля с закосом под шедевр меня будет только бесить.
Ох, друзья, как же я ошибалась. Целый час шёл мастер-класс. Мы рисовали на холстах. И, знаете, у меня начиналось всё с рандомных линий без цели, а в итоге получился...дракон😅 Кривой, конечно. Но, по итогу я очень расслабилась. Не знаю что подействовало: голос ведущей, успокаивающая музыка, яркие краски... мне, однозначно, было хорошо и спокойно.
Фото итоговой картины нет. Я сразу почему-то не сфотографировала, а сейчас нет возможности 😑Работа дома, а я в за 2500 км от него😅
2)Нейрографика
Метод нейрографики — это современный подход к формулированию, постановке и раскрытию смысла задач с помощью переноса графических образов на бумажный или иной носитель.
Павел Пискарев, автор метода:
«Нейрографика помогает связать рациональное в человеке с иррациональным. В нейрографическом рисунке линии, композиция и цвет несут смысл. Это — символы, зашифрованные подсознанием рисующего. Развивая их в процессе рисования, он ищет решение своей проблемы, таким образом организуя, упорядочивая свое мышление на сознательном уровне.
К рисующему по нейрографическому алгоритму решения проблем могут прийти в виде озарения, инсайта, вдохновения. Этот метод подходит всем, кто ищет нестандартные решения сложных задач и готов ради этого обратиться к изобразительному искусству».
Для рисования нейрографики художественных навыков не требуется. Но чтобы рисовать по всем правилам, нужно примерно восемь часов обучения у официального инструктора нейрографики.
Основной элемент нейрографики — изогнутая длинная линия, которая пересекает сама себя много раз. Из нее складываются фигуры и основная композиция рисунка. Линия должна быть максимально похожа на природную: вьющуюся лозу, трещину в камне или молнию.
В рисунке используются также простые геометрические фигуры — круг, треугольник и квадрат. Обычно они изображаются уже после того, как на бумаге появилась нейрографическая линия.
К сожалению, мне не удалось посетить этот мастер-класс, была на другом. Однако, отзывы девочек, которые посетили нейрографику, были очень положительными.
Может быть Вы знаете об этом способе психологической разгрузки?)
Психологическое выгорание педагога является важной проблемой, которая требует серьезного внимания и решения. Необходимо создать поддерживающую среду, где педагоги могут обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Также важно уделить внимание самому педагогу и признать его труд.
Скажите, а вы сталкивались с выгоранием? Как справились? Или, может быть, у вас сейчас именно такой сложный этап, что требуется помощь?