Всего в нескольких километрах к западу от Волгограда идет старое фортификационное сооружение, которое можно, пожалуй, сравнивать с Великой Китайской стеной. Вы скажете: что нельзя какой-то вал сравнивать с зубчатыми древними стенами в Китае. И будете не правы. В Китае зубчатые стены появились не так уж давно, а первоначально это тоже был вал. Он являлся и сооружением для защиты от набегов кочевников, и отображал границу между Китаем, если можно было бы так называть Китай в древности, и территорией Сибири. Да и было от кого им отгораживаться: воинственные племена хунну то и дело нападали на крестьянские поселения китайцев. Земляной вал, высотой в несколько метров вполне справлялся с ролью и границы, и защиты. Да и сама Китайская стена в глубокой древности не была столь протяженной, как теперь. Так что данный вал и вал в Китае, который нынче назван "стеной", имели оба оборонительное назначение.
Валы, служившие фортификационными сооружениями, строились не только в Китае. Они есть и в Европе, и их не мало. Время постройки и назначение у них разное. Защитный вал был не простым, а укреплённым. Я не уточняла, как его укрепляли древние китайцы, но "Змиевы" валы, как их принято называть в Европейской части нашей страны, внутри укреплялись брёвнами, что делало их практически неразрушимыми для набегов кочевников.
Если валы Китайской стены строили ещё до н.э., то логично думать, что и в Европейской части нашей страны и некоторых стран Европы валы строились тогда же. Для меня этот вопрос пока еще не ясен, поэтому утверждать, или опровергать я этот факт не могу.
Вал, который начинается в Волгограде, как считают многие ученые, был построен в эпоху Петра I. Некоторые даже думают, что этот вал строился Петром I. Но к моменту строительства этого сооружения наш великий государь уже скончался (в 1725 г.) А строил Петр другой вал, который сейчас находится возле ж/д станции Петров Вал. Петр мечтал соединить Волгу с Доном, построив там соединительный канал. Вот это место:
Канал не был достроен из-за начавшейся Северной войны в 1700 году. Сейчас он представляет собой два ряда валов, идущих параллельно друг другу. Воды в них нет.
Но вот эти валы не являются фортификационными сооружениями, и построены в XVIII веке. А те, что за Волгоградом - служили как раз как оборонительный рубеж.
Время ничего не щадит. Вода, снег, жара и мороз делают свое дело, и ныне этот вал уже не столь высок, и не так крут, как было задумано, но тем не менее, продолжает удивлять не только своей крепостью, но и длиной. Хотя, если сравнить его с длиной Китайской стены, то он будет маловат. Но если б была необходимость строить его больше - думаю, длина могла бы стать и побольше.
Через ровные отрезки в сооружении имеется так называемый "зубец" - выемка в виде остроугольного выступа.
Длина данного вала около 60 км и оканчивается он у берегов реки Дон, то есть является фортификационным рубежом между Волгой и Доном. Называется вал Царицынской сторожевой линией.
Предполагаю, что ров раньше был глубже, и в нем должна была быть вода. Одним словом, это было реальное препятствие как для конницы, так и для пеших воинов.
Подобные этому валы называются Змиевыми, и существует легенда о том, что один богатырь воевал со Змеем Горынычем и сумел победить его. У Змея на хвосте был острый шип. Когда богатырь оседлал этого змея и велел ему копать глубокую борозду хвостом, змей, время от времени, дёргал хвостом, и от этого получались "зубцы". Но это, всего лишь, легенда, а я сейчас вам расскажу реальные факты об этом сооружении.
В любом справочнике вы найдете, что данное сооружение называют Царицынской сторожевой линией, или валом Анны Иоанновны. Строили его для того, чтобы помешать набегам кочевников Поволжья и Крымского ханства. Есть даже описание в Википедии когда начались работы по строительству, и кто ими руководил. Линия была длиной в 54 км и состояла из сухого рва шириной 8 м и вала высотой до 4,5 м. Глубина рва тоже была такая же. И от дна рва до верха вала выходило 9-10 м. На этом можно было бы закончить мой рассказ, но...
Смущает меня именно этот сухой ров, который, по идее, должен был быть наполнен водой. Напоминает этот ров, глубина которого была более около 4 м, а ширина - 8 м канал для прохода небольших речных кораблей. И очень уж он похож на Петровский недостроенный канал.
Ну и, конечно же, у меня возникло предположение: а не существовал ли раньше, на этом месте, древний судоходный канал? И может быть этот канал в XVIII веке использовали для строительства фортификационной линии? А попросту где-то подремонтировали, укрепили овраги, подновили и стали использовать. Тем более, что использовался он как охранная линия совсем недолго: с 1720 по 1776 г.г. И я могу ответить почему. Потому, что ров постоянно осыпался, деревянные части рва быстро сгнили, плюс ветер и осадки тоже делали свое дело. Он просто не был приспособлен к длительному использованию по причине своей древности, а также потому, что он первоначально строился для других целей. Я предполагаю, что его изначально строили как канал, и строили очень давно...
Кстати, во время Великой Отечественной войны в немецких документах этот Вал назывался татарским. А почему?
А может быть потому, что ещё в XVI веке, в 1569 году судоходный канал пытался построить турецкий султан Селим II. Место строительства этого канала по сей день не локализовано, но часть учёных считают, что он находился между речками Иловлей и Камышинкой ( как раз в районе Петрова Вала), а другие уверены, что этот канал строился на 150 км южнее. А это как раз и есть место, где проходит Царицынская линия, или Древний вал.
Но турки так и не смогли достроить и запустить этот канал. Точная причина неизвестна, но предполагается, что строителей канала напугали воинственные кочевники, и работы были брошены.
А как вы думаете, друзья, могла ли Царицынская сторожевая линия быть построена на имеющемся недостроенном Волго-Донском канале Селима II? Напишите своё мнение в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии!
Мой канал на Паблико:
Читайте на моем канале:
Всем Мира и Добра!
#змиевы валы #древний вал #ров #оборонительное сооружение #волгоград