Найти тему
АБУЛИЯ

Новелла "Зайчик" глазами студента-филолога

Привет ! Если вы не знаете про "Зайчика", то наверняка видели арты или мемы с черно-белой лисичкой в шубе и стеснительным мальчиком в шапке "Спорт". Визуальная новелла от отечественных разработчиков неплохо развирусилась в интернетах благодаря мистическому сюжету, ностальгичному сеттингу 90-х и стильному черно-белому визуалу. А еще она реально пугающая.

Недавно вышел предпоследний эпизод игры, и мне, как без трех курсов русице, есть что сказать. Спойлерс алерт!

Начать хочу с того, что разработчики проделали отличную работу со славянским фольклорным бэкграундом. По сюжету новеллы главный герой Антон, сталкиваясь с проблемами в школе и дома, знакомится с загадочными лесными зверями, о истинной сущности которых ему намекают старшие жители поселка. Мальчик постоянно вынужден делать выбор между двумя полярными мирами: реальной жизнью и таинственным лесом. Так и славянская мифологическая традиция не знает серой морали, в ней мир четко разделяется на черное и белое, "своё" и "чужое", живое и мертвое. Вспомним сказки:  входя в лес, Иван-Дурак попадает в пространство "чужих", т.е. мертвых.

Мир мертвых работает по своим законам, но как и в любом новом месте, чтобы получить помощь, в нем нужно "стать своим". Для этого Баба Яга,  проводница между двумя мирами, кормит Ивана и отводит в баню. Так от него перестает нести "русским духом" - он перестает быть живым.

Возвращаясь к "Зайчику", в сущности мы видим тот же сюжет: Антон, решив разыскать пропавшего мальчика, обращается к лесу. Однако лес в лице лисы Алисы предлагает сначала угоститься конфетами из ее рук и лишь затем помощь. И вообще, вы заметили, как звериное царство все время так и норовит накормить героя? Таким образом духи приближают его к себе, делают частью леса, а Антон, принимая угощение, по сути выбирает смерть.

О том, что разработчики хорошо осведомлены в вопросе, буквально заявляет своим существованием один из интереснейших персонажей истории - дед Харитон. Он практически дословно пересказывает Антону жуткую песню медведя из сказки о медведе на липовой ноге из сборника Афанасьева "Народные русские сказки". Ставшее мемом "Скырлы-скырлы" на деле не реп поехавшего дедушки, а звукоподражание скрипу той самой липовой ноги. По сюжету сказки дед пошел в лес рубить дрова, где отрубил ногу встреченному по пути медведю. Ее он отнес бабке, а та возьми да свари из неё суп, а шкуру постели на лавку. Такое поведение, очевидно, неприемлемо по отношению к уважаемому животному, и медведь, с новой ногой из липы, напевая жуткую песню идет справделиво наказывать героев. У сказки есть два известных конца: в изначальном варианте зверь съедает нерадивых деда с бабкой, в более позднем - бабка читает заговор, прячась на печи, и медведь уходит. Мораль сказки в том, что к жителям леса необходимо относиться с уважением, иначе... ну вы сами понимаете. А вот на какую из концовок сказки опирались разработчики, нетрудно догадаться, вспомнив начало игры.

Это я описала наиболее яркие отсылки на славянскую мифологию в игре, которые неплохо проясняют происходящее и сводят на нет теории о том, что у Антона "шиза от таблеток" или "глюки от конфет". Создатели игры прекрасно знают свой сеттинг, и я уверена, дадут нам ответы на большинство вопросов. Чтобы лучше разобраться в теме, я предлагаю желающим изучить упомянутый ранее сборник сказок Александра Афанасьева и книгу Владимира Проппа "Морфология волшебной сказки".

Маякните в комментариях, если интересна тема "Зайчика", визуальных новелл или видеоигр в целом, у меня есть еще чем поделиться :)