Оссиан Уорд, известный художественный критик, написал книгу «Искусство смотреть», которая помогает не только отпустить вину за непонимание, но и более осознанно воспринимать окружающий мир.
Вся его теория основана на принципе TABULA RASA (которым буквально обозначается теория о том, что человек рождается без буквального умственного содержания).
Что это за принцип? Расшифруем по буквам:
T - ТЕРПЕНИЕ. Это правило пяти вдохов: для критического взгляда на произведение нужно задержаться перед ним на одну-две минуты, я использую в качестве ориентира пять глубоких вдохов и выдохов.
А - АССОЦИАЦИИ. Это самый важный вопрос: какие у меня возникают ассоциации? Произведение современного искусства должно вызывать некий личный отклик, поскольку ваш личный опыт взаимодействия с произведением искусства более важен для вашего понимания, чем любой авторский замысел.
Б - БЭКГРАУНД. Подобно тому как религиозные или мифологические рисунки несут в себе повествование, произведения современного искусства обладают своим контекстом или историей, и ключ к этому бэкграунду кроется в интересах или исследованиях автора. Как правило, само название намекает на авторский замысел; кроме него, вам может помочь табличка с описанием экспоната или пресс-релиз.
У - УСВОЕНИЕ. К этому этапу вы уже приблизительно осознали посыл работы, рассмотрели ее, определились по поводу возможных теплых чувств между вами и ею, и, вероятно, уже что-то знаете о ней и ее создателе. Когда все это уложилось у вас в голове, вы начинаете усваивать смысл работы. Иногда от понимания вас отделяет всего шаг, а иногда дорога к нему извивается, петляет и кажется бесконечной.
Л - ЛУЧШЕ ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ РАЗ. Попробуйте взглянуть на работу внимательнее или под другим углом, чтобы заметить детали, которые вы могли пропустить. Даже самые очевидные произведения современного искусства могут приобрести неожиданную многогранность при более длительном созерцании.
А - АНАЛИЗ. Вопрос о том, хорошее произведение или плохое, насквозь субъективен, что бы ни говорили критики искусства о качестве, последовательности, амбициях, оригинальности и смелости, которые требуются художнику, чтобы выбиться из массы представителей умирающего современного искусства.