Найти в Дзене

Чередующиеся гласные в корне слова (-лаг-/-лож-, -кас-/-кос-)

На прошлом занятии мы поговорили о безударных гласных в корне слова. Напомню: безударную гласную мы проверяем путем подбора однокоренного слова, где эта гласная находится под ударением. Теперь я попрошу обратить ваше внимание на следующие слова: прилагается, излагать, прилагать. Перед нами три однокоренных слова с корнем –лаг-, гласная в котором находится в слабой позиции. По идее, мы должны проверить эту гласную, применив правило из предыдущего занятия. Но если мы начнем подбирать однокоренные слова, то встретимся со следующими примерами: приложить, сложить, сложение. Все это однокоренные слова, так как в них одно и то же значение: «приложить или положить что-либо». Однако гласные все время меняются или, по-другому, чередуются. Это связано с тем, что в русском языке есть ряд корней с чередующейся гласной в корне, то есть с гласной, которая меняется в зависимости от слова, в котором мы ее используем. В пятом классе акцент делается на нескольких таких корнях. Первый из них: -лаг- и

На прошлом занятии мы поговорили о безударных гласных в корне слова. Напомню: безударную гласную мы проверяем путем подбора однокоренного слова, где эта гласная находится под ударением.

Теперь я попрошу обратить ваше внимание на следующие слова: прилагается, излагать, прилагать. Перед нами три однокоренных слова с корнем –лаг-, гласная в котором находится в слабой позиции.

По идее, мы должны проверить эту гласную, применив правило из предыдущего занятия. Но если мы начнем подбирать однокоренные слова, то встретимся со следующими примерами: приложить, сложить, сложение.

Все это однокоренные слова, так как в них одно и то же значение: «приложить или положить что-либо». Однако гласные все время меняются или, по-другому, чередуются.

-2

Это связано с тем, что в русском языке есть ряд корней с чередующейся гласной в корне, то есть с гласной, которая меняется в зависимости от слова, в котором мы ее используем.

В пятом классе акцент делается на нескольких таких корнях. Первый из них: -лаг- и –лож-. С другими мы познакомимся в следующих статьях.

Вернемся к нашим словам. Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что в каждом случае, где в корне находится буква «А», после корня стоит суффикс «А». Если стоит любой другой суффикс, то в корне пишется буква «О».

-3

Кроме того, буква «А» ставится, если корень заканчивается на букву «Г», и буква «О» пишется, если корень заканчивается на букву «Ж».

Вот и все правило)

Потренируемся:

Предл…гать, прил…жение, изл…жение, прил…гать, вл…жить, пол…гаться, ул…жить, прил…гательное.

Л…жился на поля туман. Они предл…гают помощь. Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

Это же правило работает и с корнем –кас-, -кос-. Если после корня идет суффикс «А», то и в корне будет буква «А». Если иной суффикс – «О».

-5

Потренируемся:

К…саться, по к…сательной, прик…снуться, не к…саясь, прик… сновение

В комментариях пишите, все ли тренировочные задания получилось выполнить. Все разберем вместе!

На этом с чередующимися гласными мы не заканчиваем. Дальше нас ждут правила куда интереснее, но и сложнее! Поэтому обязательно подписывайтесь на канал, чтобы стать грамотнее и увереннее!

Если хотите потренировать это правило, проходите по ссылке)