Один из крупнейших Европейских автопромов, ведет свою история уже больше века. Производитель городских, гоночных, сельскохозяйственных и военных автомобилей. FIAT обладатель рекордов Гинесса, богатым модельным рядом и обширном рынком. В истории компании есть отдельные строки мото и автоспорта, итальянцы бесспорные участники Формулы 1 и Ралли. Так же компания сотрудничала с известным дизайнером Джорджии Армани для создания специальной серии Fiat 500. Бренд имеет богатую историю прежде чем слиться с американским Chrysler, PSA Group и последующим слиянием в компанию Stellantis.
Рождение и эволюция
Основанная в Турине в 1899 году, компания Fiat начала свой путь к тому, чтобы стать одним из крупнейших европейских производителей. Начав со скромного производства около 20 автомобилей в год, компания быстро развивалась и добилась успеха благодаря Fiat 4 HP, одной из своих первых прорывных моделей. Когда появлялись средства, руководство запускало новые линии, тем самым уже к 1905 году компания выпускала более тысячи автомобилей в год.
Чтобы оставаться впереди конкурентов, Fiat осознал важность альянсов и сотрудничества. В 1905 году компания заключила стратегическое партнерство с французским автопроизводителем Mors. Этот союз позволил обменяться технологическим опытом и расширить ассортимент продукции Fiat.
В первые десятилетия своего существования Fiat столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны итальянского автопрома. В те времена на рынке было несколько производителей: Lancia, Isotta Fraschini, Itala, Ansaldo, Diatto и Alfa Romeo. Соперничество с последним выходило за рамки простого количества продаж и перекинулось на гоночную трассу. Fiat и Alfa Romeo участвовали в напряженных гоночных сражениях, это сильно подстегивало их развитие и настрой. Энцо Феррари известный автогонщик, выступал за команду Alfa Romeo.
Большинство из перечисленных брендов не смогли оправиться после первой мировой войны, с трудностями и столкнулась и Fiat. Туринцы перенаправили все свои мощности на производство военных автомобилей, боеприпасов, авиационных двигателей для сил союзников.
После войны Fiat быстро адаптировался к изменившейся обстановке и возобновил производство гражданских автомобилей. За вклад в победу над силами Тройственного союза, правительство Италии способствовали развитию бизнесу. Широко стал популярен автомобиль Fiat 501 он удовлетворял спрос населения на частный транспорт.
По мере того, как Fiat становился заметным игроком, он столкнулся с конкуренцией не только со стороны итальянских соперников, но и со стороны других европейских брендов. Французские автопроизводители, такие как Peugeot, Renault и Citroën, набирали популярность на Апеннинском полуострове. Также немецкий Opel оспаривали долю Fiat на рынке. Обострившаяся конкуренция заставила Fiat расширить свой портфель и в 1928 году компания приобрела Lancia, добавив себе сегмент роскошных автомобилей.
Легенда ФИАТ 500
С наступлением второй мировой войны, мощности Fiat были перепрофилированы для поддержки военных действий вместе с немецкими автопромом. Семья Аньелли, возглавлявшие Туринскую компанию отстранили от руководства на двадцать лет, из-за связи с Муссолини. Этот период для итальянцев стал черной полосой, после которого, наступила белая полоса расцвета итальянского автопрома.
Одним из значительных достижений стало появление культового автомобиля Fiat 500, машина превратилась в символ послевоенного экономического возрождения Италии и практичным средством передвижения для широких масс. Автомобиль был разработан Данте Джакозой, инженером, известным своим инновационным подходом к автомобильному дизайну. Длина кузова не превышала трех метров, он был идеален для передвижения по узким итальянским улицам.
Во всем мире Fiat 500 приобретал популярность, в Италии его ласково называли "Topolino", что в переводе с итальянского означает "маленькая мышка". В Великобритании он был известен как "Bambino", что означает "ребенок". Выпускались ограниченные серии с уникальными цветами, специальными отделками и эксклюзивными функциями. В частности, Fiat сотрудничал с известными модными брендами, такими как Gucci и Diesel. Конструкторы марки «Запарожец» вдохновлялись моделями Fiat 500 и 600.
Помимо городской среды, Fiat сделал себе имя в автоспорте, одержав победы во многих гонках и чемпионатах, включая престижный чемпионат мира Формулы-1. В Италии гонки были отдельным видом показать свое мастерство. Крупные игроки такие как Ferrari, Maserati, Alfa Romeo и Fiat сражались на трассах и на бездорожье. Кто бы знал, что в будущем все соперники объединятся под одной крышей.
Обрастание брендами
Расширение компании вышло за пределы ее родной страны. В 1970-х и 1980-х годах Fiat достаточно укрепился и начал создавать производственные мощности, налаживать партнерские отношения в разных странах. Fiat заполучил 50% акций Ferrari в 1969 году. Ferrari, известная своими высокопроизводительными спортивными автомобилями, стала дочерней компанией Fiat и продолжала работать как отдельное предприятие. Приобретение позволило туринцам расширить свой кейс и использовать имидж бренда Ferrari. И по сей день автомобили основателя Энцо ассоциируются как символы успеха, богатства, скорости и элегантности. Позже Fiat увеличил свою долю в Ferrari, став в конечном итоге единственным владельцем культового бренда.
В 1980-х годах компании Fiat и PSA Peugeot Citroën начали новаторское сотрудничество, которое определило автомобильный ландшафт. Два гиганта объединили усилия для разработки общей платформы для небольших автомобилей, что привело к созданию чрезвычайно популярных Fiat Uno и Peugeot 205.
Другим важным событием стало приобретение акций давнего соперника –– Alfa Romeo, когда компания столкнулась с финансовыми трудностями, после неудачной попытки скооперироваться с Nissan. Fiat был заинтересован объединить силу итальянского автопрома, но на горизонте появился Ford. Читайте отдельно здесь (ссылку скоро добавлю) про столкновение двух гигантов автопрома за бренд Alfa Romeo: горячий итальянец Fiat против грозного американца Ford.
Битва за бренд Alfa Romeo закончилась победой туринцев, но с определенными условиями. Экспансия продолжалась и Fiat нацелился на бренд Maserati, который, когда-то принадлежал Alfa Romeo и Ferrari. В 1993 году Fiat приобрел контрольный пакет акций Maserati, создав из него бренд премиум-класса в составе Fiat Group.
К концу 20-го века Fiat подошел с наличием портфеля успешных брендов: Lancia, Alfa Romeo, Ferrari, Maserati.
Приключения итальянца в Америке
С 2000-х годов компания Fiat вступила на путь преобразований, В 2009 году Туринская компания наладила партнерство с Chrysler, приобретя долю в испытывающем трудности американском автопроизводителе. Это сотрудничество вылилось в Fiat Chrysler Automobiles (FCA) в 2014 году. Это слияние привело к следующему: Fiat, расширила свое глобальное присутствие и получила доступ к прибыльному североамериканскому рынку, благодаря налаженной сети Chrysler. С другой стороны, американец, столкнувшийся с финансовыми трудностями, получил выгоду от опыта Fiat в области малолитражных автомобилей и топливосберегающих технологий.
После слияния с Chrysler портфель брендов Fiat претерпел изменения. Новое руководство определило флагманский бренд, им стала марка Jeep т.к. бренд имел глобальную известность и растущий спрос на внедорожники. Бренд Chrysler позиционировался как основной североамериканский бренд, готовый составить достойную конкуренцию таким гигантам отрасли, как Ford, Chevrolet, Toyota и Volkswagen.
На итальянскую семью планы были следующие. Alfa Romeo была выбрана в качестве премиального предложения компании, готового бросить вызов таким игрокам, как BMW, Lexus и Audi в сегменте роскоши. Maserati, стремилась занять нишу ультра-роскошного бренда, противопоставив себя Mercedes-Benz, Bentley, Jaguar, Aston Martin и Rolls-Royce. Ferrari решили выделить в отдельное подразделение. Этот шаг был направлен на раскрытие полного потенциала бренда Ferrari и повышение его стоимости. В результате Ferrari вновь стала независимой компанией.
Сам бренд Fiat оставался без изменений, марку знают за пределами Италии, он по-прежнему распространялся по миру строя свои заводы. Модели марки менялись с наличием инженерных новшеств, подхватывая тренд на электрификацию и гибридные двигатели. Популярными моделями стали Fiat 500, Fiat Punto, Fiat Panda, Fiat Tipo и Fiat 500X. А вот марку Lancia, ждала другая судьба, ей подготовили уход со всех рынков за исключением домашнего региона, статус премиум сменился и автомобили предлагались как эконом и средний класс, эдакий итальянский «ВАЗ».
Новое время и очередное слияние
FCA развивался по рельсам времени, группа сталкивалась с проблемами экологии и наложенными на нее штрафами за сокрытие выбросов газов дизельных двигателей. Готовила свои марки к электрификации. Конкуренты в лице Volkswagen Group, Toyota Motor Corporation, General Motors и Ford Motor Company были недосягаемы, даже после слияния Fiat и Chrysler. Тогда руководство FCA задумали создать общей бизнес с Renault, в 2019 году. Однако слияние не состоялось в силу рассогласования интересов у действующих акторов.
Поиск партнеров продолжался и в том же году компания заявила о намерении слиться с французским PSA Group, в который входили такие бренды как: Peugeot, Citroën, Opel, Vauxhall. Объединение с французами помогло бы нарастить клыки для борьбы с лидерами автопрома. Так и случилось, и FCA, и PSA признали необходимость масштаба, разработки и совместных инвестиций в автомобильную отрасль.
На 2023 год рынок концерна распределен так: Европа 35.2%, Северная Америка 45.9%, Южная Америка 8.7%, Средняя Азия и Африка 3.6%, прочие 6,6%.
Продолжение читайте в Части 3. Что заставило объединится французский автопром, кто был инициатором? Что не хватило PSA стать крупнейшим производителем в Европе? PSA могли так и остаться в тени Renault, если бы не предложение FCA и выход в тройку лидеров по производству автомобилей.
_____
Stellantis, материнская компания - читайте тут.
Часть 1 Chrysler - тут
Часть 2 Fiat - вы уже её прочитали
Часть 3 PSA Groupe - тут
Друзья что вы скажите про итальянский автопром? На какой машине вы хотели бы прокатиться по колдобинам и ямам российских дорог? Расскажите в комментах об опыте вождения «made in Italia».