Найти тему

Певица Эдита Пьеха и модельер Вячеслав Зайцев. Как звезда советской эстрады стала иконой стиля

Оглавление

Я встретилась с Вячеславом Зайцевым перед юбилеем Эдиты Пьехи. Мы приехали на интервью о легендарной певице, которую называли иконой стиля, к модельеру, кто этот стиль и создавал.

Вячеслав Михайлович, человек всегда очень занятой, задерживался, и в ожидании я бродила по салону его Дома Моды на Проспекте Мира. Это был салон-магазин новой одежды, сшитой не для подиума, а на продажу, и я, как покупатель, мысленно примеряла эти вещи на себя. Модели от Зайцева чаще броские и экстравагантные, не каждая женщина решится такое надеть. Но было несколько нарядов, которые, как мне подумалось, мне бы подошли, и я стала бы с удовольствием их носить.

Наконец пришел хозяин Дома Моды. В конце нашего разговора о Пьехе – о чем и я расскажу в этой статье – я спросила Зайцева: «Вячеслав Михайлович, это ваша новая коллекция, и здесь нет одежды, сшитой специально для Эдиты Станиславовны. Но если бы она сейчас была здесь, что она выбрала бы? Что соответствует ее стилю?»

Кутюрье задумался и пошел вдоль вешалок: «Пожалуй, вот это ей бы понравилось… и вот это…» – к моему изумлению, Зайцев перечислил все и исключительно те вещи, которые я приметила для себя.

На дворе был 2012-ый год. Между мной и Эдитой Пьехой почти половина столетия, и вдруг такое стопроцентное совпадение!

Видимо, разгадка в том, что понятие элегантности, гармонии, классической красоты общие для всех поколений. Оно формируется в детстве. У девочки из семьи польских эмигрантов в бедном шахтерском городке на севере Франции понимание прекрасного складывалось из мелочей. Это скатерть и изящная посуда – мать выставляла ее на стол, даже когда обед был нищенски скудным. Разноцветные розы и кусты сирени, выращенные заботливыми руками отца. Торжественная музыка в костеле во время воскресной службы… Такие зерна не всегда прорастают, но, попав на благодатную почву, они могут подарить миру удивительные и редкие цветы.

Девушка из польского городка шахтеров Эдита Пьеха попадает в СССР и начинает петь

Певица Эдита Пьеха в 1950-е годы
Певица Эдита Пьеха в 1950-е годы

Простенький свитер, перешитая мамина юбка с пятнами от чернил и лыжные ботинки. Так будущая звезда впервые вышла на сцену. Никому не известная иностранная студентка Эдита Пьеха выступала на новогоднем вечере в Ленинградской консерватории. До этого она недолго пела в хоре польского землячества, и поэтому исполнила песню на родном языке «Червонный автобус».

Да так хорошо, что зрители – в том числе и преподаватели консерватории – четыре раза вызывали дебютантку на бис. Хоть на ней и не было концертного платья. Да и откуда бы ему взяться? В 1946 году семья девятилетней Эдиты в поисках лучшей доли вернулась из Франции на родину, в Польшу. Но жизнь там была немногим легче: снова тяжелая работа на шахте и безденежье.

К тому же отец Эдиты умер от силикоза, болезни горняков, а отчим – грубый и деспотичный – воспитывал девочку побоями и попрекал куском хлеба. Оттого она рано ушла из дома. Мечтая стать учительницей, после школы поступила в педагогический лицей. А потом, когда услышала, что Советский Союз объявил конкурс и приглашает лучших польских студентов учиться в СССР, постаралась оказаться среди победителей.

Русский язык она тогда, как признавалась позднее, почти не знала. Но выручили отличные оценки по всем другим предметам и… певческий голос. На последнем экзамене, по истории, Эдита Пьеха разыграла целый спектакль и, войдя в роль, спела, совершенно очаровав этим комиссию. Так что вскоре она отправилась в Ленинград с полупустым чемоданом, где кроме белья и пальто на ватине лежало единственное платье, три свитера, пара кофточек и та самая коричневая юбка, в которой юная Эдита вышла на свой дебют, определивший ее судьбу – не учительницы, а артистки.

Александр Броневицкий, ансамбль «Дружба» и его солистка Эдита Пьеха

Эдита Пьеха на выступлении с ансамблем "Дружба"
Эдита Пьеха на выступлении с ансамблем "Дружба"

Сначала на самодеятельную, а затем и профессиональную сцену Эдиту Пьеху привело счастливое знакомство с Александром Броневицким. Старшекурсник Ленинградской консерватории сразу разглядел в скромно одетой девушке с низким голосом необычный талант. Он пригласил ее солисткой в свой студенческий ансамбль, который постепенно стал интернациональным, за что и получил название «Дружба».

Слава к музыкальному коллективу пришла после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году: «Дружба» получила золотую медаль, после чего стала гастролировать по всей стране. В составе ансамбля Эдита Пьеха выступала долгие двадцать лет. Столько же продлился и ее супружеский союз с художественным руководителем. Харизматичный и галантный Броневицкий покорил сердце Пьехи, и она стала его женой еще до того, как успех громко постучался в их двери.

Звезда СССР с заграничным ореолом

«Ее акцент придавал ощущение чего-то иностранного. Такой западный вариант привлекал внимание, потому что по-русски мы все пели. В этом был очаровательный шарм, на нее смотрели с удовольствием», – вспоминал модельер Вячеслав Зайцев.

Популярность ансамбля «Дружба» и Эдиты Пьехи стремительно росла. Молодая артистка, которая пела не только на русском, польском, французском, но еще и по-немецки (знание немецкого языка – это от матери), менялась на глазах. Она считала себя недостаточно красивой, слишком высокой и нескладной, но поставила цель – выглядеть не хуже мировых звезд.

Училась ходить на каблуках, держать спину и не сутулиться, пользоваться гримом или, как сказали бы сейчас, наносить макияж. Засматривалась на иностранных знаменитостей и пыталась перенять их черты: у Джины Лоллобриджиды – прическу, у Марлен Дитрих – элегантность нарядов.

-4

Рекомендации старших советских актрис Эдита Пьеха тоже брала на заметку: от Клавдии Шульженко – не носить на сцене платья выше колен, от Нины Руслановой – для бедной публики одеваться роскошно, а для богатой скромно. Однако, подражая, она не боялась и новаторства, экспериментов. Например, во время выступлений начала выходить в зрительный зал, когда это было еще не принято, и первой из советских артисток сняла со стойки микрофон.

«Мне было очень неуютно стоять на одном месте, — объясняла Эдита Пьеха годы спустя, — а микрофон на стойке. Я его сняла. Кручусь вокруг себя, а шнур – вокруг ног. И уже на последней ноте падаю на колени, потому что шага не могу сделать. А из зала выбегает женщина: «Какая классная режиссура песни!»

Эдита Пьеха рано поняла: мало научиться мастерски делать то, что умеют другие. Артисту нужен собственный стиль, и одежда здесь не на последнем месте. Так она стала одной из первых еще и в этом – начала одеваться у профессиональных модельеров. Можно сказать, приняла революционное решение. Ведь платья у артисток Ленконцерта в ту пору были казенными и зачастую общими.

Эдита Пьеха и Вячеслав Зайцев. Необыкновенный творческий союз

Модельер Вячеслав Зайцев и певица Эдита Пьеха в московском театре "Новая опера" на торжественном вечера, посвященном 70-летию модельера. Фото РИА Новости/Михаил Клементьев
Модельер Вячеслав Зайцев и певица Эдита Пьеха в московском театре "Новая опера" на торжественном вечера, посвященном 70-летию модельера. Фото РИА Новости/Михаил Клементьев

Их познакомил фотограф Пьехи. Когда она увидела Зайцева, то оторопела. Слишком уж экстравагантно выглядел молодой модельер. А вот он, наоборот, пришел в восторг. Какая хорошая фигура! На такую можно шить что хочешь.

Творчески они совпали идеально. Вячеслав Зайцев еще только формировался как художник, Эдита Пьеха искала свой образ. Оба любили авангард и доверяли интуиции друг друга. Так, в постоянных обсуждениях, а иногда и спорах, появились фасоны, цветовая гамма и аксессуары, из которых сложился стиль, восхитивший зрителей.

«Она выходила на сцену – зал зверел сразу. Зал принимал ее овацией, потому что она выходила, как королева. В светлых одеждах: желтый, оранжевый, красный, нежно-розовый, сиреневый цвета. То есть она воплощение женственности», – рассказывал Вячеслав Зайцев о том, какой был фурор.

Она предпочитала однотонные ткани и платья из летящего шифона. Но отказывалась открывать плечи – всегда просила сделать рукав, хотя бы короткий. Глубокое декольте тоже считала неуместным и не жаловала бусы, потому что ей нравилась открытая ямочка на шее. Из украшений позволяла себе минимум: иногда клипсы, а чаще цветы. Эту деталь – цветок, приколотый к платью, – которая стала фирменным, узнаваемым аксессуаром Эдиты Пьехи, она сама предложила Вячеславу Зайцеву в начале их сотрудничества.

«Ее украшения – это цветы, а для меня это очень важно у женщины. Искусственные цветы из шелка – это застывшая нежность. Они дают ощущение удивительной легкости», – вспоминал кутюрье.

Чтобы оплатить наряд от Вячеслава Зайцева, артистке приходилось давать по три концерта в день. Индивидуальное платье, над которым в московском Доме Моды на Кузнецком Мосту трудились технологи, закройщики, швеи, стоило тысячу рублей. А ставка певицы за сольный концерт составляла всего лишь тридцать восемь. А еще головная боль – где достать ткани. Советская промышленность работала на Госплан, а не на эксклюзивные фантазии модельеров. Поэтому ткани для Зайцева Пьеха привозила из-за границы или покупала импортные отрезы в Доме ленинградской торговли. Вообще-то, такие отрезы продавали не всем и только за валюту, но пробивная и обаятельная певица добилась, чтобы для нее сделали исключение.

«Самое большое мужество женщины – это иметь свой стиль, – говорил Вячеслав Зайцев. – В мире соблазн так велик, что легко потеряться, а она свой стиль держит».

Элегантной Эдита Пьеха оставалась всегда и не только на сцене. По словам Вячеслава Зайцева, она следила за модой и в обычной жизни тоже носила авангардные модели, которые он для нее делал.

Свои лучшие концертные платья, с каждым из которых у артистки связана история ее песен и концертов, Эдита Пьеха сохранила. Для одежды с выступлений, афиш и подарков от поклонников артистка построила «Павильон воспоминаний» рядом со своим домом в садовом товариществе под Санкт-Петербургом. А на вопрос, как ей удалось стать иконой стиля, отвечала:

«У меня свой стиль. А икона?.. Икона бывает только Божьей Матери. Не люблю применять такие слова. Я о себе хорошего, но простого, земного мнения».

Автор Елена Хмура

Статья основана на книге Эдиты Пьехи «От чистого сердца…», а также интервью с Эдитой Пьехой и Вячеславом Зайцевым 2012 года.

Подписывайтесь на мой канал о легендарных людях! Предлагаю вам мою книгу о другом замечательном певце «Элвис Пресли. Возвращение». Ссылка тут, а подробности в закрепленном комментарии.