2,6K подписчиков

Группа SAGA: эстетствующие фантасты. Концепт, звук и страсть.

603 прочитали

Еще одна группа, которую я для себя считаю важнейшей - это вторая по важности канадская прогрессив-группа (первая, конечно же, Rush) - Saga. Не, не так - SAGA. На большинстве альбомов (кроме 1987 и 1993 годов) название группы пишется именно так. А с 1999 года вообще в единой стилистике - большими красивыми красными буквами, граненым курсивом.

Еще одна группа, которую я для себя считаю важнейшей - это вторая по важности канадская прогрессив-группа (первая, конечно же, Rush) - Saga. Не, не так - SAGA.

Так что - SAGA. А лидеру этой группы, Майклу Садлеру, как раз недавно (5 июля) исполнилось ровно 69 лет.

Если описать их музыку двумя словами - то это будет "эстетствующие фантасты". Эстетствующие - из-за их странного и любопытного вокалиста. Майкл Садлер поет очень необычно - как посланник некой миссии перед последним заданием, которое может стоить ему жизни - очень выразительно, страстно, эмоционально, устремленно, почти фатально.

А фантасты - за то что они сделали кое-что такое, чего не делал никто.

Концепт

Собравшись в 1977 году, они сразу проработали историю, рассчитанную на несколько альбомов вперед. За основу они взяли вымышленную историю о похищении мозга Эйнштейна инопланетянами, обеспокоенными стремлением человечества к самоуничтожению, и стремящимися сохранить на Земле самое ценное, что можно будет затем воскресить.

Концепт группы SAGA.
Концепт группы SAGA.

Соответственно, и назвали все это - SAGA. Реализовывалось это так: в первых альбомах группы были, скажем так, обычные песни, а были номерные, помеченные как "главы" (chapters). Причем эти главы, как кусочки паззла, вкраплялись в альбомы в перемешанном порядке: главы 4 и 6 вышли в 1978 году, 1 и 3 - в 1979, 2 и 7 - в 1980, 5 и 8 - в 1981. Мне сложно знать об этом сейчас - но скорее всего группа никак не комментировала появление таких песен-"глав" в альбомах, и слушатели, должно быть, умирали от любопытства, ждали каждый следующий альбом (благо ждать было недолго - они выходили каждый год) и гадали, что же это за главы, что за история за этим стоит и когда же она обретет логическое завершение.

Последняя часть оригинальной истории из восьми глав была написана в 1981 году, и тогда же стало понятно, что время первой волны прогрессив-рока, во многом построенного на концептах, ушло. SAGA заморозила проект, продолжая выпускать то отличные, то слабые альбомы, и дожидаясь момента. И дождались его в 1999 году, написав еще 8 глав продолжения.

Таким образом, в итоге концепту предстояло прожить почти 30 лет (с 1977 по 2005 год), и под стать ему - всегда увлекательные, связанные общим сюжетом обложки альбомов, на которых в основном были представлены пост-апокалиптические и батальные картины с участием насекомо-подобных инопланетян, которых люди ошибочно (с точки зрения инопланетян, конечно) восприняли как угрозу.

1978
1978
1979
1979
1980
1980
1999
1999
2001
2001
2003
2003

Смотрю я на это все и понимаю, что SAGA - это потрясающий пример терпения и целеустремленности. Пусть сам рассказ в итоге получился не особенно-то захватывающим и связным, но сама идея – придуманная, пронесенная через всю жизнь и реализованная - у меня вызывает бесконечное почтение. Вы только представьте себе - они были уверены, что не распадутся, что группа еще будет существовать, и им еще будет что сказать. В итоге и получилась вся эта вселенская тревога, эти названия песен – “Не опоздай”, “Осторожно куда наступаешь”, “Спящий мир” – романтика, да и только.

Наконец, в один прекрасный день в 2005 году они все-таки исполнили все 16 глав по порядку, и издали, так сказать, всю историю - к тому же иллюстрировав ее стильными карандашными рисунками.

2005
2005

Так что мне тут не остается ничего другого, как развести руками и засесть за оформление отдельной статьи про этот получившийся фантастический рассказ с переводом на русский (здесь будет ссылка - пока работа идет).

Звук

Однако же Концепт - это далеко не все, чем примечательна SAGA. Еще у них есть Саунд, необычный и классный. В наиболее полной мере он реализовался в их классическом периоде с 1978 по 1981 год, и, в частности, в их лучшем альбоме Silent Knight (1980).

SAGA - Careful Where You Step ("Silent Knight", 1980)

Основная фишка их звучания состояла в том, что они придумывали достаточно длинные и необычные инструментальные партии с упором на арпеджио и стаккато, каждая из которых заткнула бы иное соло, а потом делали из этих партий риффы с подключением различных инструментов, и на эту основу продолжали накладывать другие партии. Еще один прием - повтор одних и тех же партий разными инструментами, в разных регистрах и по всей панораме, с высококлассным их взаимодействием. В какой еще группе* было два штатных басиста?!
*(кроме Yes времен Onion Union)

В итоге по динамике и развертке они в ранних альбомах не уступали Yes, будучи при этом очень лаконичными. Они – мастера композиции и завершения, с отличным умением вытягивать даже слабую в начале идею в нечто монументальное - с помощью грамотного построения структуры и шикарных, емких инструментальных секций.

В итоге у группы получались мощные, серьезнейшие эпики, но эпики не по длительности, а по наполнению, по плотности. И “Careful Where You Step” - один из лучших их "фирменных" эпиков, даром что на четыре с половиной минуты - вселенской миссии в ней на все Йесовские 20... Как же это здорово - уметь излагать свои мысли кратко и очень емко. Фирменное для SAGA взаимодействие инструментов здесь, наверное, просто недосягаемо, весь этот угрожающий текст, ну и тут гитарист великолепно сработал - его вставки совершенны, особенно на 2:51. Казалось бы, куда уж лучше, но момент на 3:17 - офигенный пассаж с горьким вздохом в конце, а затем перекрывающимися арпеджио - можно просто переслушивать бесконечно.

SAGA - Don't Be Late (Chapter II) ("Silent Knight", 1980)

Кроме того, в их арсенале очень развиты трубные, средневековые звуки, придающие музыке парадность и торжественность. При этом они никогда не стеснялись смешивать самые жирные звуки, которые только могли извлечь из своих инструментов, а потом еще и умудрялись сделать так, чтобы все это не звучало кашей (правда, это касается только ранних альбомов, с 1993 года они разучились это делать). В общем они достаточно предсказуемы по содержанию, но формы они выбирают иногда очень неожиданно. Они не математики, но виртуозы исполнения и саунда.

Вот "Don't Be Late" - как же она подкупает слушателя своим торжественным звучанием, и особенно шикарна работа баса, который на пару с трубной соло-гитарой в конце выдает просто лучший у Саги проигрыш - с 4:04, являющийся развитием аналогичного хода в “Images” (о ней разговор впереди). В него хочется провалиться, внимать каждую частотку, настолько она невероятна по глубине вибраций. Честно - один из самых приятных для меня музыкальных звуков - этот крошечный фрагмент из трех нот, который, о спасибо! - повторили аж три раза! Супер!!! Вообще здесь рекордное количество завораживающих акустических приемов, покупающих уши с потрохами.

SAGA - Too Much To Lose (Chapter VII) ("Silent Knight", 1980)

Говоря о классическом периоде SAGA, обязательно нужно отдельно упомянуть великолепного гитариста Айана Крайтона (Ian Crichton). Его стиль игры - огромное количество коротких соло-вставок, на большом перегрузе, с рычагом, бендами и искусственными флажолетами. В записи он, лишь пару раз наложив свои партии, умудряется заменить собой соло-, ритм-гитариста и даже частично басиста. Он может молниеносно переходить с верхнего регистра на нижний, с пауэр-аккордов на соло на двадцатых ладах, с арпеджио на свинги, в итоге заполоняя, цементируя собой абсолютно все звуковое пространство! Я не поверил в то, что именно он (а не басист) в записях и рычит, и визжит, и высекает искры, и молниеносно плетет паутинки, пока не увидел это на записях концертов. Он играет так, как будто ему нечего терять, и он непревзойденный спец по трубным отрывистым звукам на всем нотном диапазоне. "Too Much to Lose" - это его коронный номер.

Ian Crichton
Ian Crichton

К сожалению, со временем он стал играть далеко не так адекватно. Навострившись играть партии любой сложности и любого назначения, ему стало скучно в рамках традиционных гармоний, и он перешел на стиль "что хочу, то и играю", вплоть до хроматической и атональной игры. Первые выходы в этом направлении за рамки разумного наблюдаются на альбоме "Security of Illusion" (1993), где он начал постоянно давить power-аккорды и держать их все время, уничтожая уши, и чем дальше, тем хуже. В дальнейшем он даже перестал вкладывать в свою игру что-то похожее на душу, он просто продолжает соревноваться сам с собой в вычурности партий. Мне показалось, что таким образом он как гитарист идет к деградации, поскольку воспринимает гитару не как выразительное средство, а как технический предмет для изощренного изучения. Однако в ранних альбомах он действует очень интересно, и я бы назвал его одним из самых эстетствующих, нетривиальных и емких гитаристов современности. На нем можно учиться уместности гитарной игры - он демонстрировал ее чудеса вплоть до “Behaviour”, и ужасы неуместности в поздних альбомах.

Но не будем о грустном, ведь у нас по-прежнему есть"Silent Knight" 1980 года, с которого я ставлю вам уже третью вещь. Это серьезный альбом-кайф для эстетствующих меломанов. Послушайте его вдумчиво - получите большое удовольствие.

Классический состав.
Классический состав.

И еще немного хитов группы.

SAGA - Humble Stance ("SAGA", 1978)

“Humble Stance” - первый хит группы с их дебютного альбома. Это песня–посвящение всем слабохарактерным людям, всем, кто живет, стесняясь заявить о себе, это призыв быть более уверенными и смелыми. При этом музыка сама реализует это состояние страха перед переменами и вступает в них с головой. Послушайте эти четыре зацикленных, глубоких аккорда на протяжении всей вещи, эти угрожающие басовые партии, сыгранные Айаном Крайтоном на гитаре, и эти выдающиеся соляки! Соло от клавишника и гитариста, на пределе возможностей обоих (это слышно), но как эмоционально, как натурально, как они соединяются вместе под те же четыре тревожных аккорда! Это соло - чудо, один из лучших моментов группы. Но придется вам довольствоваться этой вещью в цифре, этого винила у меня нет(

SAGA - Wind Him Up ("Worlds Apart", 1981)

“Wind Him Up” повествует о зависимом игроке казино, но ее музыкальная сторона намного сильнее лирической. Она оперирует настолько быстрыми, то резкими, то плавными риффами, что они просто ввинчиваются в мозг инъекцией чистого кайфа, и ничего не остается, кроме как жить этой вещью целиком и полностью. Еще один подкупающий прием - ключевые слоги текста подкрепляются массивными, красивейшими акустически ударными взрывами: например на 1:03, 1:47, 2:02. А проигрыш? Стаккато-гитара резко меняет тембры и то взвывает, то прямо-таки выполняет роль перкуссии. Такого я больше нигде и никогда не слышал.. Но и это еще не все! Как можно было засунуть в эти всего без малого 6 минут еще и тихую часть, где Садлер поет почти шепотом? А вот так, и времени хватает на еще один динамический разгон, чтобы еще пару раз спеть это невероятное по звучанию Wind Him Up!!!

SAGA - No Regrets (Chapter V) ("Worlds Apart", 1981)

Даже медленные композиции SAGA пронизаны энергией и эмоциональностью. Эта, согласно Истории, отражает раздумья главного героя после того, как он потерпел крушение в воздушном бою. Напомню, главный герой здесь - Эйнштейн, чей мозг использовали инопланетяне для создания идеальной боевой машины, но не для уничтожения Земли, а для ее спасения. Интересно, есть ли у какой-то другой группы вещи, так же возбуждающие фантазию?

No Regrets
No Regrets

Страсть

Но! При всем моем глубоком уважении к этому периоду SAGA, к ее концепту и тревожному мировосприятию, второй мой любимый их альбом – "Behaviour" 1985 года, не имеющий со всем этим ничего общего.

SAGA - Here I Am/Once Upon a Time ("Behaviour", 1985)

Как я уже много раз упоминал, 1980-е были тяжелым временем для всех прогрессивщиков, каждый в эпоху MTV выживал как мог и был вынужден писать не по душе, а по моде. Вот и SAGA записала что попало - попсово-романтический Behaviour. Выглядеть им при этом тоже пришлось соответственно эпохе - как-то так:

То ли SAGA, то ли a-ha? Новое время - новые прикиды.
То ли SAGA, то ли a-ha? Новое время - новые прикиды.

Но здесь есть одно “но”. Дело в том, что со временем пылесосный голос Садлера научились записывать без провалов, а сам голос эволюционировал в очень эмоциональный инструмент, который вдруг идеально подошел для тех трепетных баллад, которые представлены в альбоме. В результате Behaviour - самый красивый, страстный, естественный и ровный альбом SAGA, при этом он единственный, который можно назвать позитивным и радостным (несмотря на печально-провокационную обложку). Простые, сердечные песни о взаимоотношениях очень гладко идут одна за другой, радуя красивыми гармониями и находками клавишника, эпизодами женского вокала и, как всегда - емкой и яркой игрой гитариста, не изменяющего своему жирному трубному звуку. Что очень важно - его партии здесь очень просты для него, и видимо, он здесь решил поступиться своим мастерством ради уместности - вот это и есть признак настоящего мастерства, который в дальнейшем, к сожалению, больше никогда не проявится.

Послушайте этот альбом целиком (я выкладываю на канале отдельно оцифровки своего винила без двух песен), он слишком хорош и должен быть услышанным. При этом он слишком ровный, чтобы выделить какую-либо одну вещь для этой статьи. Я не выделю, а просто поставлю концовку этого альбома, где предпоследняя вещь плавно переходит в последнюю. Для меня золотая эпоха SAGA закончилась именно в этом месте, в 1985 году.

SAGA - Images (Chapter I) ("Images at Twilight", 1979)

Ну и вот – “Images” - лучшая вещь SAGA. Мне о ней нечего писать - настолько она образная, настолько в ней настоящие чувства, не в последнюю очередь благодаря чуть неровным, трепетным клавишным и тонкой плетеной игре на акустической гитаре. И так эта вещь склеивается со своей картинкой из концертника “The Chapters Live”... короче - вот он - арт-рок - комплексное воздействие звуком, эмоциями, фантазией. И какая инструментальная часть... симфоническая электронная стена вибрирующих, качающихся синтезаторных аккордов с поддержкой из нисходящего дабл-баса - это кайф в чистом виде. Да еще и Садлер нагнетает обстановку...

Images (Chapter I)
Images (Chapter I)

...

В целом у SAGA очень призывная музыка, неподдельная по эмоциям, и мне очень жаль, что их сейчас совсем забыли, а они много чему могли бы научить некоторых наших равнодушных и циничных современников."

Еще одна группа, которую я для себя считаю важнейшей - это вторая по важности канадская прогрессив-группа (первая, конечно же, Rush) - Saga. Не, не так - SAGA.-15

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!