В коротком предисловии Николя Жоливо, автор «Моего сада», сообщает, что в феврале 2019 года, после тридцатилетних странствий по миру и очередного путешествия по Китаю, решил наконец вернуться домой, в свой сад во Франции, принадлежащий шести поколениям его семьи (первые упоминания относятся к 1825 году!). Сравнение с Одиссеем проскальзывает между строк. Но впереди читателя ждет не остросюжетная история о приключениях в далеких странах, а медитативный рассказ о ежедневных наблюдениях за растениями, птицами и насекомыми, сопровождающийся изысканными акварельными иллюстрациями и фактами о прошлом сада. Невероятно вдохновляющее чтение, погружающее в уютный мир дома, утраченных детских ощущений от долгих прогулок на природе, в деревне, в то время, когда интернет, гаджеты и социальные сети были далеким призрачным видением из будущего.
Наверное, для каждого в определенный период жизни становится важным возвращение к истокам, к своим корням. Николя Жоливо работал над книгой два года, его затворничество как раз совпало с периодом пандемии, заставившего многих пересмотреть свои ценности.
Каждый день художник проводил в саду, узнавал его ближе, подмечал детали, погружался в воспоминания. «Сад будто моя вторая кожа, и он подначивает рассказать о своей долгой, вековой жизни...»
В книге 12 разделов — по количеству месяцев в году. Это детальные, порой ироничные, дневниковые записи. Иногда от заметок Жоливо так и сквозит сухой научной терминологией, а иногда это лирические художественные размышления, переплетающиеся с трогательными детскими воспоминаниями. Самое первое — о цветке вьюнка. «Мне впервые открылась красота, и я потрясен ею. Кажется, что белый граммофончик лепестков вот-вот поведает мне тайну».
Месяцы наполнены событиями, на первый взгляд, незначительными, но в изложении автора приобретающими особую ценность: цветение ирисов, прополка ревеня, посадка картофеля, опадание лепестков мака, появление первого пушистого шарика одуванчика, переселение лягушки, сбор первой вишни, рождение стрекоз из личинок, встреча с иволгой, урожай помидоров, наблюдения за ежатами.
Рассказчик подмечает и анализирует изменения, пытается сохранить гармонию между миром природы и человека, учится слушать голоса птиц, чувствовать, когда им нужна помощь, а когда лучше не беспокоить лишний раз. Николя Жоливо дает пернатым имена и различает постоянных гостей. Завсегдатаями в его саду и героями многочисленных историй стали зарянка Жан-Мороз и дрозд Тино.
Рассказчик делится своими успехами огородника и садовода, как когда-то делал и дедушка Жак в своем дневнике, дает полезные советы, например, описывает, как отличить майского жука от золотистой бронзовки, с юмором описывает будни дрозда Тино и бабушки Жабы.
Каждую главу с наблюдениями сопровождает история о прошлом сада, его прежних владельцах, предках Николя Жоливо. Сад стал свидетелем взросления поколений семьи рассказчика, пережил наводнение 1866 года, застройку в 1980-х гг.. На его земле возводились разные дома, вырастали дети, люди приезжали и уходили. Менялся облик сада.
Хотя Николя Жоливо и говорит, что сомневается в своих навыках по части ботанической иллюстрации и знаниях энтомолога, он лукавит. Его акварели великолепны: порой прорисованы по мельчайших прожилок, тычинок, капелек воды на бутонах, а подчас заведомо экспрессивны и условны — передают настроение или впечатление рассказчика, восхищение растением, насекомым или птицей.
Отдельного внимания заслуживают тщательно проработанные фактуры — листьев, коры, травы, мха, лепестков и стеблей в разных состояниях и временах года, камня, дерева, воды, не говоря уже о частях тела птиц и насекомых. В некоторых иллюстрациях особенно чувствуется влияние китайской живописи: изображении пруда с рыбками, бамбука. Недаром рассказчик провел столько лет в путешествиях по Китаю.
Рассказ о саде Николя Жоливо, несмотря на то что географически он находится во Франции и внешне мало похож на привычные дачные участки средней полосы, отзовется в душе каждого, кто любил в детстве наблюдать за полетом золотистых бронзовок, путая их с майскими жуками, кто с восхищением вдыхал пьянящий аромат пионов, кто помнит вкус первой вишни, предательски скрывающей медовый бочок, кто с восторженным криком отскакивал от резвой лягушки на пруду. Каждый день Николя Жоливо заново открывает для себя мир знакомого с детства сада, учится видеть удивительное в повседневности и ценить эти моменты. Красота может оказаться гораздо ближе, чем кажется, и за ней необязательно отправляться на край света. Получается «Одиссея» наоборот: дом (а точнее сад) таит не меньше чудес, чем экзотические страны.