Все мы, люди, хотим счастья и любви. Хотим, чтобы рядом с нами был верный человек, с которым можно сладко делить радость и достойно преодолевать трудности. Хотим, чтобы родились дети, которым мы передадим частичку самих себя и отпустим в большую жизнь.
8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Знаменательной дате мы посвящаем удивительную жизненную историю. В ней есть всё то, что составляет смысловую нагрузку этого доброго праздника.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Почётный работник высшего профессионального образования, доктор технических наук, профессор-консультант кафедры «Механика и процессы пластического формоизменения» Политехнического института Тульского государственного университета Николай Антонович Усенко считает, что самые красивые девушки нашего города живут в Зареченском районе. Не будем спорить с нашим мэтром и доказывать, что красивые девушки живут во всех районах Тулы. У него есть своё особое право так утверждать.
Ну а теперь обещанная история.
Семьдесят лет тому назад, в декабре 1953 года, в мужскую школу № 20 был отправлен пригласительный билет на торжественный вечер памяти русского советского писателя Максима Горького в женской школе № 10, расположенной в Заречье. Один-единственный билет на четыре десятых класса! Хоть жребий кидай, кому туда пойти.
Этот билет представлял собой маленькую фотографию. И выход из положения ребята сразу же нашли, благо что один из десятиклассников увлекался фотографией. В результате билетов стало двадцать. И в школу № 10 отправились двадцать юных кавалеров. Был среди них и Коля Усенко.
Вечер удался на славу. Школьники читали произведения Максима Горького, обсуждали их и делились впечатлениями. А потом начались танцы.
И вот тогда-то Коля и заприметил её — симпатичную десятиклассницу в аккуратном школьном коричневом платьице с белым воротничком и в чёрном фартучке. Светловолосая и голубоглазая, с правильными чертами лица, она как-то сразу приглянулась ему. Звали голубоглазку Лариса Даильнева.
Коля пригласил девушку на вальс. Раз повальсировали, другой, третий… А потом как-то всё по-юношески чисто и закружилось.
Начали встречаться. Правда, встречи эти, вспоминает Николай Антонович, не были частыми, ведь много времени отнимала учёба. Местом свиданий чаще всего становилась «сковородка». Так молодёжь окрестила танцплощадку во дворе бывшего Дома офицеров. Сейчас это Дом дворянского собрания. Коля всегда приносил Ларисе букетик цветов, в основном георгины, которые выращивала его мама.
Ребята делились планами на будущее. Оба собирались поступать в Тульский механический институт на оборонные специальности. И поступили. Только Коля на специальность «Патронно-гильзовое производство» вновь образованного механико-машиностроительного факультета, а Лариса — на кафедру «Стрелково-пушечное вооружение» машиностроительного факультета.
Будучи старостой своей группы, Николай плотно общался с Владимиром Селивёрстовым, старостой группы, в которой училась Лариса. И когда на общих для двух потоков лекциях он замечал её отсутствие, то в журнале посещаемости напротив фамилии своей девушки ставил двоечки. Та недоумевала, возмущалась, выясняла отношения с Володей. Мол, один раз пропустила, ничего страшного. Что же прям двойку-то лепить!.. Ну а Володя Колю не выдавал. «Так я воспитывал Ларису! Хотел, чтобы она не пропускала занятия и стала хорошим специалистом», — с улыбкой говорит Николай Антонович.
Молодые люди встречались в течение двух первых курсов — ходили на танцы, посещали вузовские вечера. А потом… А потом Коля и Лариса крепко поссорились. Из-за чего разгорелся сыр-бор, Николай Антонович уже и не помнит. Оба надулись, обиделись, и никто не захотел первым сделать шаг навстречу. Гордость не позволяла.
В течение двух лет ребята злились друг на друга. Коля знакомился с девушками и ухаживал за ними назло своей бывшей. Приглашал на свидания и обязательно проходил с новой пассией перед окнами частного дома на улице Луначарского, где жила Лариса… А та за годы разлуки успела побывать на целине.
Коля не только хорошо учился, но и профессионально занимался велоспортом. В 1956 году на соревнованиях он получил тяжёлую травму. В бессознательном состоянии его прямо с велотрека увезли в больницу скорой помощи имени Семашко. Лариса втайне от него была в этот день на стадионе. Она находилась на трибуне и всё видела. И хотя обида и злость всё ещё душили её, на следующий день пришла к Николаю в больницу. Не могла не прийти. Но окончательное примирение ждало их впереди.
…28 декабря 1958 года в актовом зале ТМИ, располагавшемся тогда на четвёртом этаже второго учебного корпуса, в самом разгаре был новогодний вечер. Лариса стояла в окружении ребят. Вошёл Николай. Увидев её, подошёл. Не проронив ни слова, взял за руку и повёл танцевать.
За этой сценой наблюдал один из студентов. Ему или показалось, или так хотелось думать, будто парень слишком грубо схватил девушку за руку. Вполне возможно, что Лариса ему тоже очень понравилась. Улучив момент, когда Коля вышел в коридор, студент предложил потолковать по душам и потащил его в сторону туалета. Усенко быстро вывернулся и дал тому пинка. Перед тем как войти в зал, услышал, как какие-то девчонки закричали ему вслед: «Коля, ну зачем ты так!» И тут же сам устыдился своего поступка. Стал мысленно корить себя: «Правда, ну зачем я так! Ну зачем! Видно, нервы сдали!»
В зале нашёл Ларису, и вместе они ушли с праздника. Не доходя до зенитки, которая стояла тогда не на постаменте, а прямо на земле, почувствовали, что за ними кто-то гонится. Оглянулись и увидели двух парней. Того самого, который хотел выяснить отношения, и его дружка.
Всё произошло в доли секунды. Николая ударили по голове. Он устоял, быстро собрался. Дало о себе знать звание мастера спорта СССР по велоспорту, которое получил в том же году. В итоге Усенко оказался сильнее тех двоих. Дружкам ничего не оставалось, как только ретироваться. «А мы с Ларисой продолжили свой путь. Словно в прострации… — рассказывает Николай Антонович. — Молча дошли до продуктового киоска, который находился тогда у входа в Центральный стадион. И за этим киоском как начали целоваться!.. Тогда-то я и объяснился Ларисе в любви. И сделал ей предложение».
Свадьбу сыграли 7 марта 1959 года. Николай защитил диплом позже жены и 1 декабря 1959 года стал ассистентом кафедры «Оборудование штамповочного производства». Супруга отработала три месяца в Красногорске Московской области и была перераспределена в Тулу.
Сначала Лариса Васильевна трудилась на радиозаводе «Октава». Заочно училась в Москве по специальности «Патентоведение». Потом перешла на работу в отдел автоматизации НИИ «ПКТмаш». «И у нас получился такой интересный тандем. Муж — изобретатель, занимающийся проблемами автоматизации процессов производства, а жена — патентовед, — продолжает Николай Антонович. — Из НИИ «ПКТмаш» моя Лариса и ушла на пенсию».
В следующем году супруги Усенко отметят 65-летие совместной жизни. Только вдумайтесь в эту цифру! Железная свадьба!
У Николая Антоновича и Ларисы Васильевны двое сыновей, Сергей и Дмитрий, и двое внуков, Константин и Антон. Старшее поколение очень гордится ими.
Как признаётся Николай Антонович, никакого секрета счастливой семейной жизни у них с женой нет. Объединяли общность интересов, ответственность перед детьми, понимание важности семейных ценностей. «Характер у моей супруги такой, что особо не разгуляешься, — делится профессор Усенко. — Добрая, справедливая, но строгая по отношению ко всем — детям, внукам, ко мне. Мы всегда всё вместе обсуждали. И в театр вместе ходили, и отдыхали всей семьёй. Договорились, что в один год едем на Оку, в другой — за пределы Тульской области. В Крыму были, на Кавказе, в Болгарии, на Кубе. Такой отдых сближает!»
А ещё Николай Антонович не скрывает, что в хорошем смысле побаивается своей жены. Объясняет этот так: «Не теряя самоуважения, боюсь потерять её доверие. Дорожу ею как женщиной, женой и матерью моих детей. Никому не дам её в обиду! Люблю так же сильно, как и раньше!»
Наверное, это и есть счастье.