Свое название улица получила по торговой дороге, ведущей в город Дмитров, ближайший к Москве порт, откуда по рекам Яхроме, Сестре и Дубне шел водный путь на Север и образовавшейся вдоль дороги слободе, где селились торговцы и ремесленники из Дмитрова. Эта улица является как бы продолжением Большой Дмитровки, от Бульварного до Садового кольца, немного смещенным в сторону Тверской. С 1944 по 1993 гг улица носила имя А.П. Чехова, трижды здесь обитавшего. Начиная с петровских времен дворы простых ремесленников стали сменяться палатами знати, улица стала "благородной". А.П. Чехов, поселившись здесь в 1891 году писал своему приятелю, архитектору Федору Шехтелю:" Я уже аристократ, поэтому живу на аристократической улице." В истории московского общественного транспорта улица занимает почетное место, именно по ней в 1899 году прошел первый в городе трамвайный маршрут от Страстного монастыря до Бутырской заставы.
Начнем, как обычно, с левой нечетной стороны улицы
Городской дом усадьбы Долгоруковых-Бобринских
Некогда этот дом принадлежал графам Бобринским, затем- князьям Долгоруковым. Первый раз дом перестраивался после пожара 1812 года. В 1832 году в доме жил министр просвещения России С.С. Уваров, автор знаменитой триады "Православие, самодержавие, народность." С 1860 года в доме проводились публичные заседания Московского Археологического общества, под председательством А.С.Уварова, а также на протяжении 20 лет проходили выставки художников-передвижников. Современный вид дом получил в 1913-14 году, когда был надстроен третий этаж.
Доходный дом М.М. Тюляевой
Это здание в неоклассическом стиле построено в 1910 году по проекту архитектора К.Л. Розенкампфа. Фасад, выходящий на Малую Дмитровку имеет два эркера с расположенными между ними шестью ионическими полуколоннами. Угол здания выполнен в виде ротонды. В первоначальном проекте здание было четырехэтажным, но как и большинство доходных домов было надстроено. К счастью, надстройка сделана очень деликатно, с первого взгляда и не догадаешься.
Здание МГТС
Это здание резко отличается от окружающих его старинных особняков 18-19 века . Построено в 1975 году по заказу минсвязи СССР по проекту архитекторов Г. Петровой и В. Кильпе. Благодаря большим французским окнам на первом этаже кажется, что дом стоит на сваях. Вот такой, на мой взгляд, вполне достойный образец городской производственной архитектуры советского периода.
Бывший доходный дом
Этот изящный классический особнячок из 19 века теряется на фоне громадины построенного за ним здания РУСГИДРО. СЕ ЛЯ ВИ, как говорят французы.
Главный дом городской усадьбы 19 века
Этот длинный дом построен в последней трети 19 века, фасад его нарядный, но несколько эклектичный,сочетает два стиля - классицизм и барокко. Лепные наличники окон, завершенные фигурными вставками, рустованные угловые пилястры, богато декорированный аттик и фриз впечатляют и делают фасад нарядным. Дом является заявленным объектом культурного наследия регионального значения.
Доходный дом А.А. Шешкова
История этого дома типична для доходных домов Москвы. Сначала дом был трехэтажным и его фасад в чем-то повторял стиль рядом стоящего особняка. Но в 1910 году дом был надстроен еще тремя этажами, уже с гораздо более скромным фасадом. Увы, это типичная судьба доходных домов, земля в центре Москвы всегда была очень дорогой. Дом знаменит тем, что в одной из его квартир в 1899 году поселился А.П. Чехов, в гостях у него бывали А.М. Горький, И.А. Бунин, В.А. Гиляровский, К.С. Станиславский и многие другие славные представители русской творческой интеллигенции.
Особняк Е.И. Залогиной
Небольшой двухэтажный особнячок начала 19 века не выделяется ничем особенным. Но одно интересное обстоятельство в его виде есть. В 1904 году архитектор К.К. Гиппиус предложил украсить фасады в стиле рационального модерна керамической плиткой цвета светлой охры с более светлыми архитектурными деталями. Получилось вполне нарядно, как говорится "дешево и сердито". Все вроде бы неплохо, но вот оконные рамы режут глаз как инородное тело.
Особняк М.Н. Мансуровой
Одноэтажный ампирный особняк 19 века за свою историю пережил несколько преобразований. К его виду приложили руку архитекторы Степанов, Тропаревский, Эппингер и Каминский. Однако, до наших дней сохранился классический декор фасада в виде пилястр и лепных фризов.
Блестящая светло-кремовая керамическая плитка очень оживляет и украшает фасад. Во второй половине 19 века особняк принадлежал Кавалерственной даме ордена Св. Екатерины Марии Николаевне Мансуровой (урожденной княжне Долгоруковой), которая основала Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь.
Доходный дом В.М. Костяковой
Этот дом был построен в 1909 году по проекту архитектора К.Л. Розенкампфа, модного в Москве архитектора, набившего руку на проектах доходных домов. Пятиэтажный дом избежал надстройки, ну вот разве совсем чуть-чуть, на уголке.
Доходный дом Г.А. Гельриха
Это интересное семиэтажное здание было построено в 1913 году архитектором Г.А. Гельрихом, так сказать, для обеспечения собственных семейных доходов. Фасад выделяется симметричными эркерами и декоративными барельефами на античные темы. Конечно домик гораздо наряднее предыдущего. Еще он примечателен тем, что в нем, в квартире № 22 после долгих скитаний по Москве прожил последние годы своей жизни знаменитый король московского модерна Федор Шехтель.
Городская усадьба Григорьева-Писемской
Этот дом знаменит тем, что в 1840-1850 годах в нем располагался салон известной светской львицы В.П. Писемской, дамы весьма образованной, устраивающей музыкальные и литературные вечера. В доме бывали известные русские писатели, актеры и музыканты. В 1843 году композитору Ференцу Листу после завершения его концертов в Москве здесь был устроен прощальный обед. В конце 19 века дом принадлежал известному архитектору Р.И. Клейну, автору здания ГМИИ им. А.С. Пушкина и торгового дома Мюр и Мерилиз (ЦУМ) на Петровке.
Дом Фирганга
Двухэтажный каменный особнячок в стиле раннего классицизма 18 века принадлежал московскому купцу В.К. Фиргангу и был частью большого домовладения архитектора И.Я. Бланка. В настоящее время здание известно как "Домик Чехова" и является филиалом выставочного зала НОВЫЙ МАНЕЖ. В этом домике после возвращения из поездки по Сахалину и до отъезда в Мелихово С 1890 по 1892 год жил А.П. Чехов. В домике побывало немало русских художников, писателей и актеров.
Вот мы и добрались до Садового кольца и улицы Садовой-Триумфальной. но вернемся к началу и посмотрим правую, куда более интересную сторону улицы Малая Дмитровка.
Храм Рождества Богородицы в Путинках
Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего старую деревянную церковь и завершен в 1652 году. Увенчанный тремя шатрами и двухъярусной колокольней храм даже сейчас выделяется своей красотой и сказочными формами. Асимметричное, прихотливо сложенное из различных объемов здание преисполнено необычной поэтической гармонии. Живописный разнообразный кирпичный орнамент это классика русского узорочья. После завершения строительства в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси, так что этот является последним каменным шатровым храмом в Москве. В конце 17 века к храму была пристроена новая широкая трапезная, а в 1864 году было построено новое западное крыло с шатром, похожим на ранее построенные. В ходе богоборческой кампании в 1935 году храм был закрыт, в нем разместились разные конторы и даже цирковые залы для дрессировки собак и обезьян. Только в 1990 году здание было возвращено РПЦ и с 1991 года в нем возобновились богослужения. Большой вклад в восстановление храма внес артист ЛЕНКОМА Александр Абдулов. Этот прекрасный храм по праву является объектом культурного наследия федерального значения.
Театр ЛЕНКОМ
История этого импозантного и выразительного здания довольно интересна. Строилось оно в 1907-1909 году по проекту архитектора А.И.Иванова-Шица для Купеческого клуба, которому стало тесно на Большой Дмитровке. Здание построено в стиле модернизированного классицизма, довольно интересное сочетание. Если внимательно посмотреть на фасад, видно,что два башнеобразных объема, между которыми расположен портик из шести ионических колонн, на уровне первого этажа решены по-разному. Ну а как же в модерне - и без асимметрии на фасаде? Купечество пировало здесь недолго: в январе 1918 года здание захватили анархисты, крушившие и разрушающие все вокруг. Через полгода московским чекистам удалось освободить здание, которое стало Пролетарским домом, университетом трудящихся. В 1933 году здесь был открыт Театр рабочей молодежи -ТРАМ, переименованный в 1936 году в театр Ленинского комсомола, нынешний ЛЕНКОМ. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря
Этот дом построен в 1915 году во время Первой мировой войны по проекту архитектора В.И. Ерамишанцева по заказу Спасо-Влахернского женского монастыря. Фасад здания на уровне двух нижних этажей декорирован под грубо отесанный гранит. Довольно мрачно выглядят как бы поросшие мхом полуколонны. Зато верхние этажи, светлые и лишь слегка декорированные, вселяют надежду.
Здание фонда "Благосостояние"
Голубое здание это часть усадьбы конца 18 века, принадлежавшей ректору московского университета, а затем обер-прокурору Святейшего Синода, участнику войны 1812 года С.Д. Нечаеву. В девяностые годы 20 века усадьбу "реконструировали", хотели как лучше, ну а что получилось. смотрите сами, я воздержусь от комментариев. Сейчас здесь расположен негосударственный пенсионный фонд " Благосостояние".
Городская усадьба Шубиных
В 1823 году, когда усадьба принадлежала семейству Шубиных, здесь уже существовал классический ансамбль, практически сохранившийся до наших дней : главный дом с деревянным вторым этажом и пятиоконным мезонином. Флигеля соединены с главным домом кирпичной оградой. С 1833 по 1834 год в доме жил декабрист . участник войны 1812 года М.Ф. Орлов, у него в гостях бывали А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский. Во второй половине 19 века дом становится доходным, делится на квартиры, а также помещения для торговых и социальных служб. В течение многих лет здесь располагалась Рисовальная школа, гимназия, драматическое училище и музыкальные классы. В 1898 году в доме снимала квартиру родная сестра Чехова Мария Павловна, у нее ненадолго останавливался Антон Павлович, снявший затем квартиру поблизости. В начале 20 века новым домовладельцем была заказана новая отделка фасада с богатым лепным декором, которым мы любуемся до сих пор. С 2007 года дом принят под государственную охрану как "выявленный объект культурного наследия". будем надеяться, что это защитит его от неграмотных и некорректных переделок. Меня лично смущают современные стеклопакеты в оконных проемах.
Городская усадьба Алексеевых
Старинная усадьба строилась в начале 19 века в стиле ампир, после пожара 1812 года. Затем и главный дом, и флигель перестраивались, вносились элементы необарокко на фасаде, согласно вкусам и желаниям новых владельцев. Переделки усадьбу нисколько не испортили, она по прежнему выглядит изящно и благородно. Одно время она принадлежала декану юридического факультета МГУ С.И. Баршеву, а затем перешла в собственность семьи Алексеевых, известных в Москве и в России купцов и промышленников, из рода которых вышел знаменитый режиссер К.С. Станиславский (это его псевдоним). Кстати, семья Алексеевых финансировала и строительство здания вышеупомянутого Купеческого собрания (нынешний ЛЕНКОМ) Здание является объектом культурного наследия регионального значения.
Особняк Е.М. Паутынской
В основе существующего особняка находится деревянный дом постройки 1817 года. Небольшое изменение трассы улицы позволило устроить перед домом уютный палисадник, модный в конце 19 века. Особняк несколько раз перестраивался, свой современный вид (неоклассицизм) он получил в 1893 году по проекту архитектора И.П. Машкова. К дому справа была пристроена выступающая часть с двухэтажным объемом. Тогда же была установлена кованная узорная металлическая ограда, очень украсившая все сооружение. В начале 20 века дом принадлежал почетной гражданке Москвы Е.М. Паутынской. К сожалению, мне не удалось найти, за какие заслуги эта дама получила столь значимый титул, зато обнаружилось, что ее супруг, директор и совладелец Подольского цементного завода С.М. Паутынский был почетным гражданином г. Подольска.
Городская усадьба А.Н. Саймонова
Территория усадьбы, построенной для племянника статс-секретаря Екатерины II А.Н. Саймонова, сложилась в конце 18 века. Главный дом был построен в 1780х годах по проекту архитектора Н.А. Львова. Усадьба состоит из главного дома и двух флигелей, позже соединенных с ним каменными галереями. Таким образом образовался парадный двор, отделенный от улицы красивой комбинированной оградой. В доме побывало немало знаменитых людей: декабрист М.Ф. Митьков, сын героя
Отечественной войны 1812 года приятель А.С. Пушкина А.Н. Раевский и сам поэт. Члены тайного Северного Общества, будущие декабристы, проводили в доме секретные совещания, обсуждая будущее устройство России. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Особняк Плещеева-Олсуфьевой и Школа Познера
Симпатичный двухэтажный особнячок, построенный ( по некоторым неподтвержденным данным) при участии самого К.А.Тона принадлежал поэту-петрашевцу А.Н. Плещееву, затем им владела графиня А.А. Олсуфьева, обер-гофмейстерина великой княгини Елизаветы Федоровны, чей муж был генерал-губернатором Москвы. В разные годы в доме проживали многие знаменитости. В 1991 году дом получил охранный статус памятника архитектуры. Увы, это не спасло его от последующей трагической судьбы. В "лихие девяностые" было выдано разрешение на его приватизацию. Ну а дальше все пошло как обычно, вспомните, земля в центре столицы ну очень дорогая.
В конечном счете от здания остались лишь стены центрального фасада, а со всех сторон его окружают новые современные бетонные конструкции. Как вам такой вид? Проект архитектора А.В. Бокова из мастерской МОСПРОЕКТ-4 был утвержден и воплощен в жизнь. Здание-гибрид получило название "Школа телевизионного мастерства В.В. Познера". Кроме этой школы в комплексе еще много чего есть, в основном банковские и коммерческие структуры. У меня нет слов, а у вас?
Не очень весело заканчивается наше путешествие по Малой Дмитровке, но не будем терять надежды, ведь еще не вечер.
А что вы думаете о сносе исторических зданий и новоделах Москвы?. Напишите, обсудим, буду ждать.
#Москва#история#архитектура#культура