Найти тему

Поездка в Курск, ЖД вокзал и начало прогулки. Путешествия в современных реалиях

Цель поездки была не туристическая, Курск я знаю хорошо. Но прогуляться по городу все равно интересно.

Билеты на поезд я брала заранее, дней за 10. Вроде путешествие совсем короткое, 3 дня, но как всегда перед дорогой было некое волнение. Не спалось. Такое иногда бывает.

Посмотрела новости в сети, и спать вообще расхотелось. Это было как раз с 23 на 24 июня. 24 утром отправилась в Курск, и на протяжении всего дня периодически бегло просматривала новости.

И вот я в Курске, и вижу его изменения не замыленным взглядом местного жителя, а другим, свежим взглядом. Поэтому буду писать о прогулке и о городе, как я его воспринимаю сейчас.

В Курске мне легко и просто, так как я знаю его хорошо, и нет напряжения, связанного с незнакомым местом. И ещё расстояния не очень большие, и их можно легко преодолеть пешком.

Курск утопает в зелени. Вид на р. Тускарь с моста. Фото автора
Курск утопает в зелени. Вид на р. Тускарь с моста. Фото автора

Возможно, кто-то скажет, что здесь нечего смотреть, но это не совсем так.

Знакомство с городом для многих гостей начинается с ЖД вокзала. У вокзала интересная история. Оказывается, что "Курск был одним из немногих городов, в котором существовало внутригородское железнодорожное сообщение. Вокзал при городской станции назывался «Курским», а вокзал станции Курск-I получил название «Ямской».

Здание вокзала было построено в 1952 г., и кстати, считается одним из красивейших в России. Автор проекта - ленинградский архитектор Игорь Явейн. Предыдущее здание станции Курск было полностью разрушено немецкой авиацией. По замыслу архитектора вокзал строился как памятник, посвященный героям Курской битвы.

На фасаде располагались фигуры - танкист, летчик, пехотинец, политработник, железнодорожник, санитарка, рабочий, колхозница и др. Внутри здание тоже оформлено с учетом военной тематики. Так все и сохранилось до сих пор. Правда, в 70-е годы фигуры с фасада на время убирали, из-за падения одной из них. Но со временем, они были заменены на металлические.

Железнодорожный  вокзал в Курске. Фото автора.
Железнодорожный вокзал в Курске. Фото автора.

Внутри вокзал также интересный, есть круглое отверстие в нижнюю часть, а по кругу расположены сидения. Вот рисунок самого архитектора:

Источник: https://archi.ru/elpub/92050/vokzal-v-kurske---arkhitektor-igor-yavein
Источник: https://archi.ru/elpub/92050/vokzal-v-kurske---arkhitektor-igor-yavein

От вокзала можно поехать к цирку (ул. Александра Невского, 4), (ориентиром может служить Центральный рынок). С транспортом в Курске вроде бы стало получше, появились новые зеленые автобусы, которые хорошо вписались в городской пейзаж.

Курский цирк. Фото автора
Курский цирк. Фото автора

На фото мы видим новое здание цирка. В 1996 году здание цирка сгорело полностью. Спустя 10 лет после пожара вопрос о реконструкции Курского цирка наконец-то сдвинулся с мёртвой точки. Почти 5 лет здание цирка восстанавливалось по кирпичику. Торжественное открытие Курского государственного цирка состоялось 11 ноября 2011 года.

Фигуры клоунов, один из которых - Юрий Никулин
Фигуры клоунов, один из которых - Юрий Никулин

Продолжим движение по ул. А.Невского

ул. А.Невского, 11. Дом купца Горяинова. Фото автора.
ул. А.Невского, 11. Дом купца Горяинова. Фото автора.

Это здание с эркером по ул. Александра Невского, дом 11 построено еще до революции. Первым хозяином особняка был курский купец П.А. Горяинов. В 1930-е годы в бывшем купеческом доме расположился аэроклуб, осуществляющий подготовку летчиков. (если верить интернету, здание будут реставрировать). По-моему интересный домик.

В последнее время я заинтересовалась индустриальной архитектурой. Примерно такой:

-7

Здание больше напоминает заброшенку хотя вставлены пластиковые окна, но вид нежилой. Сверху выложен 1914 год - историческая дата. И ещё интересные изображения по краям здания.

В 1907 году выросло высокое кирпичное промышленное здание мельницы, а несколько позже, в 1914 голу рядом с ним было сооружено однотипное другое здание для крупчатого отделения. Мельница и крупорушка принадлежали купцу Дерюгину.

В начале 30-х годов тут работал гречезавод №20 Всесоюзного объединения "Союзкрупа". В годы Отечественной воины предприятие было разрушено. От заводских корпусов остались только обгорелые высокие стены. После войны постепенно корпуса были восстановлены и здесь до 60-х годов продолжал работать крупозавод мелькомбината.

(источник http://old-kursk.ru/kp/kp070.html) Здание тоже признано памятником архитектуры

Курск, ул. А.Невского, фото автора
Курск, ул. А.Невского, фото автора

Круглое строение украшено граффити с паровозом. Здесь, на ул. А.Невского, бывшей ул.Генеральской (Колхозной) располагался вокзал, но был разрушен немцами в 1943 г. 

Идем дальше. Зда́ние Дворя́нского собра́ния (Дом офицеров, Свиридовский центр) — трёхэтажное кирпичное угловое здание в стиле эклектики, располагающееся в историческом центре Курска по адресу ул. Сонина, 4.

На верху фасада выложена кирпичем дата - 1877 (год постройки).

Здание было построено по проекту неизвестного архитектора на месте сгоревшего в 1875 г. благородного собрания, служившего одновременно городским театром.

До революции здесь собирались дворяне для обсуждения своих сословных дел. В остальное время он отдавался под концерты и театральные постановки. В начале XX в. в опере А.Рубинштейна "Демон" куряне слушали Федора Ивановича Шаляпина. Тут выступали и другие известные певцы: Л. В. Собинов, Д.А. Смирнов, супруги Фигнер, здесь пела звезда русской эстрады Надежда Васильевна Плевицкая.

После революции 1917 г. в дом пришли новые хозяева. 5 ноября 1918 г., в канун первой годовщины Октября, Дворянское собрание было переименовано в Рабочий дворец, а Большой зал - в аудиторию Маркса-Энгельса. Сменились не только вывески. Дом был отдан трудящимся. Здесь разместились профсоюзные организации, а в залах устраивались праздники для пролетариата.

В рабочем дворце перед трудящимися выступали видные деятели партии и советского государства: Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Н.И. Подвойский, Ф.А. Сергеев (Артем).

История здания, которое называлось также некоторое время и клубом железнодорожников, связана и с именами крупных деятелей культуры. В 1926 г. куряне слушали литературный концерт М.И. Качалова. В его программу были включены стихотворения А.Блока, С.Есенина, проза Л.Андреева. Свои стихи читали в клубе железнодорожников трибун революции В. Маяковский, посвятивший курянам поэму "Рабочим Курска, добывшим первую руду", и его друг Н.Н. Асеев. Среди слушателей находился учащийся землеустроительного техникума, будущий глава советского государства Л.И. Брежнев, описавший этот эпизод в своих воспоминаниях.

Зимой 1943 г. фашистские оккупанты сожгли этот красивый дом, и он долго лежал в руинах. В начале 60-х гг. на средства Министерства обороны здание восстановили. Внешний его облик был полностью сохранен, а внутри произвели значительную реконструкцию. Сюда вселился гарнизонный Дом офицеров. Это был центр культуры и досуга не только военнослужащих Курского гарнизона, но и горожан.

В настоящее время в здании открыты вторая концертная площадка Курской областной государственной филармонии и Свиридовский центр искусств.

Дворянское собрание. Ныне Свиридовский центр. Фото автора
Дворянское собрание. Ныне Свиридовский центр. Фото автора
Ул. Сонина, Свиридовский центр. Фото автора
Ул. Сонина, Свиридовский центр. Фото автора
Памятник иконе "Курская коренная". Фото автора
Памятник иконе "Курская коренная". Фото автора

Постройки Знаменского Собора. Старая Башня
Постройки Знаменского Собора. Старая Башня

Башня Курской крепости. Когда-то на месте нынешнего Знаменского собора стоял Курский кремль, окруженный деревянной крепостной стеной и башнями. Сейчас сохранилась лишь одна каменная башня Знаменского Богородицкого монастыря, выходящая на улицу Сонина рядом с мужской гимназией. По ее облику можно представить, как выглядела ограда монастыря, построенная по границам старой крепости.

На этом хочу закончить эту часть прогулки. Получился готовый маршрут.

Продолжение следует: в следующих сериях Пройдем по главной улице Ленина!

Если интересно, подписывайтесь на канал!