Признаюсь, поездка в этот турецкий городок не входила в мои планы. Не потому что ног нет или планы негостеприимные, а потому что, во-первых, Карадениз (южное Причерноморье) я в принципе не особо жалую, если уж начистоту.
Да, там дикоприродно, густолесно, озёрно, целебноводно, чрезвычайно вкусно (и не кебабно!), влажноклиматно, чайнорастительно, аграрно и рыбноводно. Но аз есмь жаролюб, зело падкий до месопотамщины и безмедузного моря.
А во-вторых, для человека с избыточной фантазией название Болу звучало не очень вкусно, рождая странные ассоциации с "болотом, где тонет болезный Боливар с болтуном и болваном на спине, ибо не выдерживает двоих".
То есть в переводе с рыжего на русский это значит, что Карадениз я умеренно уважала, но особо не стремилась туда. А в городок Болу и подавно.
Какой болЪ!
Видимо, Турция сочла это несправедливостью, требующей исправления, и принудительно катапультировала меня в марте в Анкару под предлогом визита в росконсульство (да прольётся на них гнев божий!).
Быстро разобравшись с делами, я открыла карту, раздумывая, как можно интересно удлинить себе путь назад домой, на Эгейские просторы.
Выяснилось, что всё желаемое, отмеченное на карте как "Хочу посетить", находилось за пределами моего свободного времени. А в большинстве других шехиров в радиусе 200+ км от Анкары я уже была: Эскишехир, Киршехир, Невшехир, Акшехир, Бейшехир...Только в этот раз вместо "хиров" вырисовывались сплошные "херы".
"Эхъ, какой болъ!" – подумалось мне с местным акцентом, для большей драматичности. В ответ на это нежданно откликнулся Болу, заарканив мой взгляд.
Ввиду отсутствия иного выбора я с лёгким вздохом приняла вызов от выскочки и уже через пару часов ехала в направлении Стамбула, размышляя о нём как о плане С, если план Б (Болу) не оправдает себя. План А не сидел на трубе вообще.
Геополитические мытарства
Болу расположен посредине старой трассы, соединяющей Стамбул и Анкару. Население города порядка 200 тысяч человек.
История Болу – типичнейшая глава раздела "Древний мир" из учебника по истории, где каждый из прежних хозяев знатно наследил.
Около 2000 года до н.э. здесь окопались и забабахали царство хетты. Потом их подвинули фригийцы и персы.
Им на смену пришли римляне, окрестив город Клавдиополис в честь своего императора. Явившиеся вслед за ними византийцы перекроили название на свой лад, и город стал Адрианополисом.
Не терпящая постоянства История стряхнула с этой земли византийцев руками сельджуков, и в 11 веке город заселили мигрировавшие на запад туркмены. Город стал называться Боли, тюркизированное сокращение от греческого polis/ город.
К слову, таких -болу в Турции немало, благодаря греческому наследию: Гелиболу, Инеболу, Хайраболу, Тиреболу. В турецком языке греческое -полис иногда принимало форму -бол или -бул. Например: Изнебул (от Зенонополис), Ирнебол (от Иренополис).
А вот с Сафранболу всё интереснее. Несмотря на созвучность с шафраном и наличие -болу в названии, город имеет иную этимологию.
Оригинальное турецкое название города – Zağfıran Borlu, где "борлу" – искажённое греческое слово Pyrgos, т.е. "(сторожевая) башня". Названия Бургаз, Кемербургаз от этого же слова.
Византийцы оказались упрямыми и в конце 11 века отвоевали город взад, но наслаждались возмездием всего одно столетие: в конце 12 века город стал частью сельджукского султаната.
Тут бы жить и не тужить, но История вновь взбрыкнула, как укушенная оводом кобыла. Когда на заре 14 века государство сельджуков рухнуло, Болу на некоторое время был захвачен монголами.
Геополитические мытарства города закончились тем, что в конце 14 века он вошел в состав Османской империи под названием Болоу или Боли. И уже окончательно бросил якорь, пришвартовавшись к северо-западному берегу новой Турецкой Республики.
На безлыбье и лак лыба
Болу встретил скептически настроенную гостью сдержанно, даже настороженно. Погода стояла безветренная, но пасмурная. Весна чувствовалась в воздухе и угадывалась вокруг, но в отличие от нашей эгейской, уже пышущей разноцветьем, мартовский Карадениз только разминал затёкшие за зиму крыла: если трава уже бодро мохнатилась, то деревья едва успели прикрыть свою наготу первыми робкими листками.
После того как я заселилась в отель (вернее, гостевой дом в османском стиле, реально старый) и получила там первую порцию позитива, мой скептицизм (дотоле недобрый и хищный) изобразил лукавый прищур, решив присмотреться к Болу повнимательнее. Первое впечатление оказалось интригующим. За вторым впечатлением я направилась в центр.
Навигатор уверял, что до него минут 5 пешком, хотя окружающая действительность (рядовые жилые кварталы с малоэтажной застройкой разной степени забвения) намекала, что здесь вам не гнездилище туризма, и потому не стоит ожидать от меркеза/центра особой приглядности.
Второе впечатление грозило затеряться в заурядных провинциальных двориках, витринах и киосках.
Однако, встреченные неприметные детали несколько расположили к себе и пощекотали угнетённый интерес. Тот наконец разлепил очи и слегка приподнял бровь.
Дислокация и баланс скептических сил кардинально изменились, когда навигатор вывел меня на проспект İzzet Baysal Caddesi, основную гулятельно-торговую артерию города. Там недоверчивость внезапно встала как вкопанная и вдруг повернула вспять в стиле путинского кухаря.
И без навигатора было понятно, что это центральный центр. Всё было в движении, но без нездоровой сутолоки, какая бывает в мегаполисах.
Получившая своё название в честь великого местного филантропа Иззета Байсала длинная улица – это сердце города, центр его экономики, культуры, истории, искусства, развлечений, отдыха. Всего!
Главный проспект закрыт для движения габаритных транспортных средств. При этом велосипеды, скутеры и мотобайки курсируют туда-сюда, внося лепту в живую городскую суету.
İzzet Baysal Caddesi – провинциальный вариант исторической стамбульской İstiklâl Caddesi/ Улицы Независимости. Большой Брат, конечно, не досягаем, но плох тот проспект, который не мечтает о полнолюдности и популярности Истикляль. И плох тот мэр, который не мечтает освоить городской бюджет столь прекрасным и полезным образом.
К слову, подобные главные проспекты есть и в других городах. Из недавнего вспоминается историческая улица Чарк в Сакарья: там она вообще тянет на звание градообразующей.
Но тут без претензий: на безлыбье, как известно, и лак лыба))
Было приятно видеть, как красиво сдружились "гости из прошлого", мечети с хамамами, и современные объекты инфраструктуры. Архитектурная эклектика по-турецки: пусть не идеально, но от души! Равновеликое уважение к истории и современности – залог комфортной жизни, которая, в свою очередь, основа любви к своей земле.
Главный проспект заметно украшают питьевые фонтаны с мягкой натуральной родниковой водой (kökez suyu), получаемой из природных источников.
Отказное наследие
По традиции, я заглянула и в старые кварталы, где получила ещё одну порцию вкусных впечатлений.
Как выяснилось позже, болучане (больцы? боляне? болунцы?) жалуются, что разноцветный проспект – единственное яркое (в прямом смысле) пятно города. И что бюджет не вывез реновации других улиц, которые больше напоминают архитектурные кладбища. Но лично я в корне не согласна с таким подходом.
Да, в идеале хотелось бы реставрировать все объекты, которые являются лицом своего времени. Без прошлого нет будущего, это известная истина.
Но смерть, в том числе культурная, – явление философское. Не в смысле заумного пустословия, одной из форм лодырничества, интеллектуального тунеядства, а как способ познания окружающего мира, природы, общества, себя, (не)логичности явлений и ситуаций, формирования представлений о хорошо/плохо.
Старые дома из числа "отказных" (которым отказано в статусе памятников) кружат голову, от красоты и грусти, вызванной их состоянием. Но они также являются хорошей иллюстрацией эфемерности красоты и жизни в целом.
Так что претензии местных понятны, но если зреть в корень, то становится ясно, что проспект этот хоть и единственный такой благоустроенный в городе, но именно там складывается впечатление обо всём Болу.
*****
Вместе с сумерками традиционно пришла прохлада. Чтобы не дать загнать себя в отель, в тепло, я даже ускорилась – чтобы согреться и больше увидеть. Потому что Болу...очень понравился!
Было удивительно признаться себе в этом, но город словно решил доказать мне, что я была неправа, игнорируя его ранее и до последнего не веря в его потенциал.
Потенциал не броский, раскрывался постепенно. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что, когда смотрю по сторонам, на ум, прастиосспади, буквально каждую минуту пачками лезут диминутивы (уменьшительно-ласкательные формы слов): "Ой, какая оригинальная скамеечка!", "Ух ты, какая симпатичная аллеечка!", "Бррр, надо срочно навернуть чаёчек!"
Сопротивление бесполезно
То, что днём казалось неприветливой мглистой хмурью, вечером выглядело как сизый флёр, придающий Болу загадочности, недосказанности, которую хочется разгадать.
Болу находится на высоте 750 метров, и по этой причине часто бывает туманным и облачным, что создаёт особую атмосферную среду. Пышные изумрудные пейзажи – следствие того.
Те, кто избегает палящего солнца и многолюдных пляжей, непременно должны съездить в Болу. Пусть не специально, но хотя бы как вежливое одолжение при посещении Стамбула или Анкары.
Познакомьтесь с другой стороной Турции! Не стоит недооценивать кажущееся неброским незнакомое. Тут как с котофеями: сопротивление бесполезно!
*****
Болу – это "Влюбиться нельзя пропустить", где амфиболи́я, двусмысленность, исключена))
Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию образовательно-развлекательного позитива!