Всем здравствуйте! Пока мы отдыхаем в деревне, нашла свой секретный сундучок с различными игрушками-мелочевкой, которая с виду не привлекает внимание взрослых, а вот для детей- это покруче тайника с сокровищами. В этой статье речь пойдет о моем волшебном приеме, который ВСЕГДА работал на 100 % и позволял ввести ребенка в курс дела, а именно:
- Привлечь его внимание
- Мгновенно заинтересовать
- Привлечь к совместному времяпровождению
- Настроить на работу в игровой форме
- Познакомиться со мной, как со специалистом, привыкнуть к голосу, манерам поведения без всяких "Привет, меня зовут Ирина.. мы будем общаться...заниматься..."❌
- Мотивировать на повторение звуков, слогов или полноценных слов за мной.
Когда ребенок приходил на занятие, то я заранее подготавливала коробку с теми предметами, которые будут интересны малышу, а главное, которые помогут в занятии по запуску и развитию речи. Мы не садились за стол, сначала- ковер, процесс рассматривания коробки, попытки узнать, где и как она открывается, попытки угадать что внутри и это ПЕРВЫЙ ПЛОДОТВОРНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ. А почему? Да потому что важная особенность любого ребенка, как впрочем и взрослого- повышенный интерес к закрытым коробкам, сундучкам. Вспомните, с каким трепетом и позитивным настроением вы открываете всегда новые вещи или подарки, упакованные в красочную бумагу с бантиком. Да да..именно это я и применила на практике. Что привлечет внимание ребенка на более длительное время простая машинка или с открывающимися элементами? Конечно, второе. А домик статичный или у которого есть подвижные окна и двери, закрывающиеся на замок? Опять же, ответ очевиден.
По этой причине, перед занятием я складываю в коробку секретный арсенал (пример которого вы увидите ниже на фото). Там некрупные, но интересные игрушки, с которых мы с ребенком и начинаем наше знакомство. Садимся рядом и сразу же пускаем руки в дело- открываем, разглядываем, а главное- БЕСЕДУЕМ, ДУМАЕМ, РАССУЖДАЕМ И УВЕРЕННО ИДЕМ ПО ПЛАНУ. Ребенок берет то, что зацепило его взгляд, а моя задача уже следовать плану и получать от него то, что требуется. А что именно?
1. Если ребенок неуверенный, замкнутый, значит буду в процессе игры с этой коробкой учить его внимательно слушать меня и выполнять первые инструкции "Дай/На", "Да/нет"
2. Если ребенок со слабым зрительным вниманием, слабым слуховым восприятием, с проблемным пониманием речи, то в коробке будет представлено только несколько игрушек ( 3-4 вида), но все они будут отличаться цветом, величиной, будут даны муз.инструменты.
3. Если ребенок произносит лишь пару звуков, то я выясню, какие именно и на их основе подготовлю материал, спрятав в коробку, будем пополнять запас и развивать речь, отталкиваясь от того, что есть.
4. Если ребенок имеет слабый словарный запас, то я выберу тематику занятия ( определенную лексическую тему) и спрячу туда фигурки, игрушки и проч, что позволит пополнить его пассивный словарный запас и что-то превратить сразу в активный. Например, тема домашних животных, посуда, транспорт, овощи и фрукты и т.д.
🎁Коробка с "сокровищами" позволяет ребенку сразу включиться в занятие, не отвлекаясь на то, что еще есть в кабинете, на всякие полки и шкафы, что встречается часто ( но и на этот случай у меня тоже есть секретный прием, если интересно- расскажу. От вас- 👍)
☝Поговорим про особенности наполнения
1️⃣ Игрушка в нескольких вариантах. В коробке должна быть 1 тип игрушки, но отличающийся по величине, окрасу и т.д. Это особенно важно при коррекции сенсорной алалии, когда ребенку важно соединить образ со словом. В данном случае это машинки. И здесь я решала сразу 5 задач:
- Получаем звукоподражание "би би"
- Работаем над пониманием антонимов "Большой/маленький", "много/мало"
- Работаем с первой инструкцией ( свойство и действие предмета), используя глагол "Кати"
- Работаем над введением ребенка в сюжетно-ролевую игру, применяя глаголы "Дай", "Чини", "Стучи".
- Выясняем, какие цвета знает ребенок.
2️⃣ Наличие в коробке 1 предмета для создания сюжетно-ролевой игры. В данном случае - молоток. Мы чинили машины.
3️⃣ Наличие дополнительных предметов, отличающихся по форме и величине. Палочки Кюизинера и элементы из конструктора помогали мне объяснить разницу "Большой/маленький", а также проработать еще цвета. Плюс мы бросали эти предметы, работая с карточками-бормоталками.( сейчас объясню, как)
4️⃣ В занятии обязательно должен быть и картинный, печатный материал, иначе дети привыкают видеть и применять только игрушки, а карточки бросают потом или рвут. Так что вводим их сразу, понемногу ( 2-4 карточки за 1 занятие для неговоряшки достаточно). Итак, берем карточки, а там у нас стишки подражалки или отдельно животное и его звукоподражание. Чтобы ребенок захотел повторить слоги, мы используем вышеуказанные предметы ( палочки, камушки и т.д.). Бросаем их в пустую коробку или отдельно взятую емкость с водой. Сперва произнесли-потом бросили. Тогда отклик будет. Все зависит от профессионализма логопеда, его умения быть с ребенком на одной волне. По-другому, никак!
5️⃣ Наличие в коробке пары емкостей поменьше с наполнением. Именно они- ваши козыри номер 1, если вдруг ребенок отказался играть с какими-то фигурками или не желает повторять. " Хочешь открыть? Ну тогда давай с тобой скажем..." Сперва работа, затем поощрение в виде разрешения открыть новую баночку, коробочку и др.
6️⃣ Наличие элементов для работы с пространством. Вот как раз в этих прозрачных баночках у меня умещалась мозаика, магнитные и простые макси-пазлы, цветные геометрические фигуры, которые я включала в работу. Например, вот синие квадраты ( у меня на фото пока шестиугольники) и зеленые треугольники, наша задача- сделать домики. Я раскладываю квадраты и на примере 1 треугольника показываю, как его расположить, чтобы получилась крыша. Дальше наблюдаю, справится ли ребенок с выполнением задачи по образцу. Здесь мы проговариваем такие первые слова, как: "Дом", "на-дай", "тут", "бери", "клади", "да-нет, "сюда".
7️⃣ Наличие разных тактильных элементов и коробочек, имеющих разные механизмы открывания. Козырь номер 2. ✌Это важно и для меня, как для специалиста, проверить, что больше нравится малышу, с какими механизмами он легко справляется, а где требует помочь, бросает ли начатое или все же пытается открыть, чего бы это не стоило. Я наблюдаю за усидчивостью,мышлением и работой мелкой моторики малыша. А для ребенка это действительно новые открытия, ведь внутри же еще что-то точно спрятано. Это и предстоит выяснить! ☺🤩
А ведь у меня есть разные вещички....
Таким образом, у меня в работе находится, казалось бы, 1 коробка, но на самом деле там собран целый арсенал полезного, что заставит ребенка быть усидчивым, внимательным и заинтересованным в занятии- игре со мной, новым для него взрослым.👍👍👍