Маркетмейкер (MM) - это юридическое или физическое лицо, которое заключает договор с биржей для поддержания уровня цен торгуемых активов. Условия этого соглашения определяют направление их деятельности: одни маркетмейкеры отвечают за привилегированные акции, другие - за обеспечение ликвидности и необходимого спреда в определенный период торговой сессии.
Проще говоря, это те же трейдеры, но с определенными обязанностями.
Кто может быть маркетмейкером?
К маркетмейкерам относятся центральные и коммерческие банки, крупные фонды, брокеры и частные инвесторы.
В зависимости от влияния на рынок их можно разделить на два типа: институциональные и спекулятивные.
Институциональные маркетмейкеры - это организации, поддерживающие баланс между спросом и предложением, ценами и объемами торгов в рамках соглашения с биржей.
Спекулятивные маркетмейкеры - это участники, способные самостоятельно влиять на колебания стоимости с помощью больших объемов торгуемых активов.
Основные функции маркетмейкеров
Несмотря на то, как "акулы рынка" могут показаться маркетмейкеры новичкам, их основной целью является сохранение ликвидности биржевых инструментов и обеспечение возможности торгов для трейдеров с небольшими депозитами. Именно они позволяют осуществлять сделки по адекватной цене в разумные временные промежутки. Можно выделить следующие основные обязанности маркетмейкеров:
- Поддержание котировок в определенном диапазоне;
- Предоставление дополнительной ликвидности при необходимости;
- Предотвращение разрывов цен.
Для достижения этих целей маркетмейкеры выполняют договорные обязательства, осуществляют операции купли-продажи акций, фьючерсов или валюты, прогнозируют колебания цен, регулируют объемы лотов для поддержания ликвидности.
Как работает маркетмейкер
Маркетмейкеры ежедневно совершают огромное количество сделок, обеспечивая высокую ликвидность биржевых активов. Их работа включает в себя различные операции, такие как покупка и продажа активов по заявке клиента, посредничество для заработка на спреде, торговля валютой, а также противостояние рынку - продажа акций при росте цен и наоборот, для поддержания баланса спроса и предложения.
При анализе ситуации на бирже маркетмейкеры используют вертикальный подход, имея доступ к стакану заявок, где отражены не только операции купли-продажи, но и отложенные ордера, стоп-лоссы и тейк-профиты. Они анализируют тенденции на рынке, потенциальный доход и надежность акций, и информируют о своих выводах менее крупных дилеров. Заявки объединяются, и заключается сделка, которая максимально выгодна для всех сторон. Если на бирже нет подходящего покупателя или продавца, компания, имеющая договор с биржей, обязана сама выступить в этой роли.
Маркетмейкеры на бирже имеют специальные привилегии, предоставляемые самой биржей.
Например, помимо информации о последних сделках и «стакане» лимитированных заявок - списке ценовых заявок всех участников рынка, маркетмейкеры также имеют доступ к отложенным заявкам, тейк-профитам и стоп-лоссам.
Заработок маркетмейкеров состоит из нескольких составляющих: выплаты от биржи, доля спреда от выполнения заявок инвесторов, спекулятивные операции и инвестиции. Основная часть дохода получается от биржевых выплат по договору, поскольку целью маркетмейкеров является поддержание устойчивого ликвидного рынка.