Артём Мисников – самый ценный игрок Кубка Харламова 2023. В интервью нападающий системы «Торпедо» рассказал о выпуске из МХЛ, беседах с Николаем Воеводиным и братских советах.
Артём Мисников родился в Могилёве, откуда вскоре перебрался в Санкт-Петербург, прошёл три местные детские школы и уехал в Нижний Новгород с прицелом на МХЛ. Однако травма помешала этим планам, игрок был вынужден провести весь сезон в ЮХЛ. Хоть и с годичным опозданием, но Артём дебютировал в МХЛ и сделал это уверенно, набрав 60 (24+36) очков за 71 матч. Сезон 2022/2023 вышел для нападающего ещё лучше.
Мисников феерил на льду уже в роли капитана «Чайки», набрал 31 очко за 32 игры регулярки, стал обладателем Кубка Вызова в составе Востока, но по-настоящему раскрал свой потенциал в матчах на вылет. С большим отрывом Артём стал лучшим бомбардиром (и впоследствии самым ценным игроком) плей-офф, заработав 24 (5+19) балла в 17 кубковых встречах и внеся огромный вклад в чемпионство нижегородской команды.
«Во время переходного возраста меня никуда не брали, со слезами на глазах не понимал, почему выгоняют, это закалило мой характер»
– Как проводите лето?
– Как таковой отпуск уже заканчивается. Когда выиграли кубок, решил взять отдых на 21 день. За это время закрыл сессию, съездил домой к родным: и в Белоруссию, и в Питер. Сейчас уже готовлюсь к сезону.
– Успешно закрыли сессию?
– Да, отлично закрыл сессию, без проблем.
– Куда решили отвезти Кубок Харламова, когда получили его в личное пользование?
– Привёз его в Санкт-Петербург. Сначала отвёз на один каток, куда меня попросили, под вечер посидел с кубком вместе с родными и друзьями, а на следующий день отправился с трофеем в свою первую школу в Санкт-Петербурге («Динамо-Форвард», бывшая «Нева» - прим.), где я начинал играть в хоккей. После этого просто поездил с ним по городу, пофоткался.
– Вы говорили, что стараетесь придерживаться правила «игру сыграл – игру забыл», независимо от её результата. Как долго в памяти оставался «золотой» матч?
– На самом деле я действительно всегда придерживаюсь этого правила, меня научили этому в детской школе. Но о победе я долго думал, даже спустя неделю после чемпионского парада заходил в социальные сети, где попадались видео, во время их просмотра было приятно на душе. Когда начал подготовку к новому сезону, понял, что нужно добиваться всего заново и стремиться перейти во взрослый хоккей, что удаётся немногим. Если хочется играть и дальше, нужно забывать прошлые успехи. Когда-то можно будет вспоминать об этом в кругу семьи, но сейчас не нужно заострять на этом внимание.
– Приз самого ценного игрока Кубка Харламова придал уверенности при переходе во взрослый хоккей?
– На самом деле пока не могу сказать, что ощущаю что-то особенное. Эта награда не даёт каких-то привилегий, потому что мне предстоит новая работа, нужно перестраиваться на другой уровень. Я понимаю, что перерос средний уровень в МХЛ, но во взрослом хоккее это не будет помогать в плане уверенности. Всё будет зависеть только от того, как я себя покажу, никто не будет давать карт-бланш, надо будет заново всё доказывать.
– После церемонии награждения вы сказали, что завоёвывать кубки и биться в плей-офф для вас легче, чем выступать на сцене. Переживали перед выходом?
– Да, испытывал волнение. Сидя за столом, понимал, что пойду последним, придумывал и проговаривал речь. Сначала готовил одни слова, но, когда вышел на сцену, перенервничал и сказал совсем другое.
– Кирилл Пукело в своей речи поблагодарил тех, кто в него не верил. В своё время из-за габаритов вас не брали в хоккейные школы и даже выгоняли. Слова Кирилла вам близки?
– Речь была огненная! На самом деле действительно могу сказать спасибо таким людям, они закалили меня. Во время переходного возраста меня никуда не брали, со слезами на глазах не понимал, почему других берут, а меня выгоняют. Это заставляло намного больше работать, отец водил бросать шайбы, бегать или ещё что-то. После каждого просмотра, когда меня не брали, я начинал вкладывать в себя всё больше и больше. Эти отказы закалили мой характер.
– Не сталкивались с проблемами из-за габаритов уже на профессиональном уровне?
– В КХЛ не успел этого ощутить, но в ВХЛ люди любят потолкаться, было тяжеловато это делать. Однако я старался убирать недостатки за счёт действий головой. Считаю, что для дебюта я неплохо справился с этой задачей.
– Вы пока не забивали на взрослом уровне, не переживаете из-за этого?
– Не переживаю насчёт голов, намного больше люблю отдавать передачи. Конечно, хочется забить на взрослом уровне, но у меня ещё не было серьёзного шанса. Меня подключали в ВХЛ и КХЛ, за что я благодарен, однако я получал не так много игрового времени: мог выйти один раз за матч. Мне представился шанс, я посмотрел, что такое взрослый хоккей, в следующем сезоне буду прибавлять, чтобы получать игровое время и тренерское доверие.
– На домашних матчах финальной серии с «Омскими Ястребами» на трибунах сидели игроки «Торпедо» и Игорь Николаевич Ларионов, присутствие первой команды добавляло мотивации?
– Конечно, было приятно, что «профессор» и ребята приходили нас поддерживать. Но на самом деле не задумывался об этом, так как полностью погрузился в плей-офф и мне было не до этого. Я просто играл в хоккей и получал удовольствие, не было времени рассматривать трибуны.
#NEWSINTEXT3#
«Благодаря Игорю Николаевичу и «Торпедо» за пределами Нижнего Новгорода начали больше говорить про нашу систему»
– Что вам больше всего запомнилось в праздновании чемпионства?
– На самом деле больше всего мне запомнился чемпионский парад. Не ожидал, что придёт столько людей. Но если брать празднование именно после матча, то выделю стрижку Николая Анатольевича Воеводина, потому что не каждый тренер на такое согласится. Тем самым он искал компромисс и дополнительную мотивацию для нас.
– Правильно будет сказать, что такой подход Воеводина и поиск компромиссов являются одним из секретов успеха «Чайки» в плей-офф?
– Конечно, Николай Анатольевич любил беседовать и обсуждать что-то с игроками. Мы чувствовали, что всегда можем подойти к нему, поговорить или спросить о чём хотим. Он никогда не отказывал и всегда говорил на тренировках: «Приходите, мы всегда готовы к беседе». Такой подход нас сплотил, благодаря нему не было большого разрыва между тренерами и игроками.
– Как часто сами беседовали с Николаем Анатольевичем?
– Я стал чаще беседовать с ним перед стартом плей-офф, потому что во время регулярного чемпионата много был в разъездах. До этого мы регулярно общались летом, говорили о том, как надо будет строить команду. Когда уже вернулся из Пензы в МХЛ под плей-офф, Николай Анатольевич сказал, что надо готовиться, так как есть цели и задачи и их надо выполнять. Он подсказывал, как нам лучше сплотиться, советовал находить общий язык, говорить с конкретными игроками и не ходить компаниями по два-три человека. Николай Анатольевич общался не только со мной, он беседовал и с игроками третьего-четвёртого звена, и с молодыми неиграющими ребятами из ЮХЛ, которые с нами тренировались.
– Вы упомянули чемпионский парад, какие впечатления остались после него?
– На самом деле было очень интересно, мы ведь ещё посетили музей. Перед началом парада я не думал, что будет так много людей, но когда мы выехали на главную улицу, нас встретило столько болельщиков… От этого по коже пошли мурашки. Я даже не мог представить, что людям это так интересно и в Нижнем Новгороде настолько любят хоккей. Когда зрители приходят на стадион – это одно, но, когда все собираются отпраздновать с нами победу – это дорогого стоит. Машины, конечно, тоже были очень комфортными, я ездил на «Чайке» (улыбается). В Нижнем Новгороде интерес к молодёжному хоккею всегда был на высоком уровне, просто в сезоне 2022/2023 за пределами города начали больше говорить про нашу систему благодаря Игорю Николаевичу и «Торпедо». В Нижнем всегда болели и переживали за команды системы. Когда «Чайка» в 2015 году стала чемпионом, за ней следило столько же людей. Поддержка в этом городе осталась на прежнем уровне, может только стала еще больше.
#NEWSINTEXT1#
– Стиль «Торпедо» Ларионова является универсальным как для молодёжного хоккея, так и для взрослого?
– Да, тем более зрителям интересно наблюдать за таким хоккеем. Игорь Николаевич поднимал молодых ребят и показывал нам, как они тренируются, мы практиковались вместе со старшими. Николай Анатольевич тоже беседовал с Игорем Николаевичем и потом передавал их систему нам. Считаю, что тот хоккей, в который играют «Торпедо» и «Чайка», должен процветать и передаваться другим командам, в этом нет ничего плохого.
– На вас, как на капитане, была дополнительная ответственность в плей-офф?
– Да, но ответственность чувствовалась в основном до финала. Там уже все всё понимали, никого не надо было мотивировать. В плей-офф мне нужно было брать слово и с кем-то лично говорить, показывать результат. Звание капитана влияло на меня, но не давило. Понимал, что на мне лежит ответственность перед командой, городом и болельщиками, и нужно доказывать, что Николай Анатольевич не просто так назначил меня капитаном.
– Ещё во время регулярного чемпионата вы называли «Омских Ястребов» самым неудобным соперником для «Чайки». Что помогло одержать вверх нам Омском в финале?
– Сплочённость команды. У нас сложился очень хороший коллектив, идя от раунда к раунду он становился только крепче и крепче. Никто особо не верил, что «Чайка» может дойти до финала, это нас ещё больше мотивировало. Когда мы прошли «Локо», ни у кого в команде не было сомнений, что мы выиграем Кубок Харламова. Мы оставались сильными на льду и в раздевалке, поэтому, какие бы мастера не играли у соперника, нас было не сломить.
– Быстро вернули «химию» с Егором Виноградовым, вместе с которым «зажигали» в сезоне 2021/2022?
– «Химия» никуда и не пропадала. Мы дружим с Егором и в жизни, видимся и куда-то ходим почти каждый день, вместе отвлекаемся от хоккея. Когда нас вернули в одно звено – сразу начали отдавать и забивать. Нам потребовалась одна тренировка, чтобы снова друг к другу привыкнуть.
– Вы ведь давние друзья и с Василием Атанасовым, как с ним познакомились?
– У нас был общий друг в Питере. Вася играл за «Динамо» 2002 года, а меня подтягивали туда на тренировки, так мы и сдружились. Общались с детства, гуляли, тренировались вместе, так наша дружба сохранилась до МХЛ. Мы с ним всегда на связи. С ребятами из КХЛ было очень приятно играть в плей-офф, они всё-таки уже побыли на взрослом уровне и видели игру на несколько шагов вперёд.
– У вас есть понимание, почему вы провели в КХЛ только два матча?
– Сколько заслужил, столько и сыграл. Ни на кого не держу обиду, наоборот, только ещё больше замотивирован в том, чтобы провести следующий сезон в КХЛ. Но просто так мне этого никто не даст, надо работать и доказывать. Даже те две игры за «Торпедо» принесли мне огромное удовольствие, был рад как ребёнок.
– Вы воспитанник петербургской системы. В полуфинале не болели за «СКА-1946», чтобы сыграть с ними в финале?
– Я следил за этой серией, но не болел за «СКА-1946». Проскальзывали мысли о том, что есть возможность в финале приехать в Питер, чтобы друзья и близкие посмотрели за моей игрой с трибун, это было бы интересно.
«Благодарен тренерам «Чайки» за то, что они не ограничивали меня и разрешали творить»
– Ваш старший брат сейчас тренирует петербургское «Динамо-Форвард». Можете вспомнить его главные советы?
– Мы с ним постоянно на связи, брат за брата, нас так воспитали родители. Когда приезжал в Санкт-Петербург, виделись с ним каждый день. Обычно он выделяет мои моменты по матчам, подсказывает, как лучше сделать и что улучшить в игре. Больше всего запомнился момент, когда меня не брали в клубы в детском хоккее. Брат мне советовал, говорил, что надо делать и где прибавлять, составлял план тренировок, по которому я занимался, следил за мной.
– У вас в целом спортивная семья: отец – конькобежец, мама – баскетболистка, с дисциплиной всё было строго?
– На самом деле всё было просто. Я рос как обычный ребёнок, как все ходил в школу и на тренировки, ничего особенного. Родители говорили, что нужно быть спокойным, не ловить звёздные болезни и всегда оставаться человеком, это самое главное правило в нашей семье.
– Сами никогда не хотели попробовать себя в конькобежном спорте или баскетболе?
– Постоянно заниматься не хотелось, но летом мне нравится играть в баскетбол, волейбол и футбол. Люблю отвлекаться этими видами спорта, но никогда не хотелось в них перейти. Хоккей всегда был на первом месте.
– Вы провели в МХЛ два результативных и ярких года, что можете сказать об этом этапе вашей карьеры?
– Игра в МХЛ придала мне уверенности. Многие игровички закрываются при переходе из детского хоккея в молодёжный, им не дают того креатива, который у них был. У меня, наоборот, только прибавилось креативности в МХЛ. Благодарен тренерам «Чайки» за то, что они не ограничивали меня и разрешали творить в чужой зоне. За счёт этого я становился увереннее и играл результативнее.
– В июле вы будете тренироваться с «Дизелем», в августе уже подключитесь к «Торпедо». Поделитесь ожиданиями от двухмесячной предсезонки.
– Я с понимаем отношусь к тому, что перед подключением к первой команде сначала проведу несколько недель в «Дизеле», потому что понимаю, что «Торпедо» будет придерживаться североамериканской системы. То есть собравшиеся в августе игроки уже должны быть готовы к чемпионату. За предстоящий месяц в Пензе мне нужно будет прочувствовать взрослый хоккей и подготовиться к первой команде, чтобы прийти и показывать результат. Практика в «Дизеле» пойдёт мне только на пользу.
– С кем из когда-либо живущих людей вы хотели бы познакомиться и что бы спросили?
– С точки зрения финансов мне бы хотелось познакомиться с создателем Applе Стивом Джобсом, узнать у него инвестиционные вопросы, попросить советов, как развиваться в этой сфере. Из мира хоккея выберу Валерия Харламова. Спросил бы у него, как раньше был устроен хоккей и как он добивался своих высот. У Коннора Макдэвида хотел бы узнать, что ему помогло стать таким игроком.
#NEWSINTEXT2#
Досье
Мисников Артём Владимирович
Родился 11 марта 2003 года в Могилёве
Карьера: 2016-2019 – «СКА-Серебряные Львы» (МХЛ), 2019-2020 –«Динамо» Санкт-Петербург (МХЛ), 2020 – н.в. – «Чайка» (МХЛ), «Торпедо»;
Достижения: обладатель Кубка Харламова (2023), обладатель Кубка Вызова (2022), самый ценный игрок плей-офф сезона 2022/2023.