Найти в Дзене
Бирмару

Школьные предметы, которые ждет секвестр: литература

Предмет № 2, судьба которого в школе печальна – литература. Связано это с тремя факторами. Во-первых, российское общество стремительно перестает читать книги вообще. Все больше семей, где книг нет ни одной. Библиотеку посещает микроскопическое количество взрослых. Ребенок не видит перед собой примера в чтении книг, а школа эту привычку не привьет. Итог: значительную часть изучаемых книг по литературе школьник в реальности не читал. В лучшем случае он посмотрел фильм по этой книге. Другой вариант – учительница читает на уроках. Во-вторых, подборка литературы для изучения не соответствует духу времени. Современное общество прагматично и цинично, оно коммерциализировано до неприличия. Школьнику глубоко фиолетово на проблемы, которые ставят «Слово о полку Игореве», ему неинтересны страдания Катерины из «Грозы», размышления Родиона Раскольникова «тварь ли он дрожащая». Откройте любую электронную библиотеку – большая часть новых книг – это любовные романы (№1), фантастика и фэнтази (№ 2), бо

Предмет № 2, судьба которого в школе печальна – литература. Связано это с тремя факторами.

Во-первых, российское общество стремительно перестает читать книги вообще. Все больше семей, где книг нет ни одной. Библиотеку посещает микроскопическое количество взрослых. Ребенок не видит перед собой примера в чтении книг, а школа эту привычку не привьет. Итог: значительную часть изучаемых книг по литературе школьник в реальности не читал. В лучшем случае он посмотрел фильм по этой книге. Другой вариант – учительница читает на уроках.

Во-вторых, подборка литературы для изучения не соответствует духу времени. Современное общество прагматично и цинично, оно коммерциализировано до неприличия. Школьнику глубоко фиолетово на проблемы, которые ставят «Слово о полку Игореве», ему неинтересны страдания Катерины из «Грозы», размышления Родиона Раскольникова «тварь ли он дрожащая».

Откройте любую электронную библиотеку – большая часть новых книг – это любовные романы (№1), фантастика и фэнтази (№ 2), боевики (№ 3). Даже детективы потихоньку угасают, поскольку печь их как блины, точнее, как указанные выше жанры, сложно.

А как же классическая литература? Сколько взрослых сейчас перечитывают «Войну и мир», «Братьев Карамазовых», «Мастера и Маргариту»? Единицы. Сужу по себе, мне школа отбила интерес к классической литературе, мне это неинтересно, систе5ма ценностей тогда и сейчас – небо и земля. Это как по эпосу о Гильгамеше объяснять конфликт России с Украиной. Попробуйте, было бы интересно послушать.

В-третьих, литература, с одной стороны, глубоко субъективное искусство, в идеале у каждого человека должны возникать свои образы и представления. С другой, есть строгий канон, сложившийся еще с советских лет. Если Катерина, то «луч света в темном царстве», если Чацкий, то молодец. А все в курсе, что Скалозуб своим чины и ордена заработал на Кавказе, самой жестокой войне того времени, в одном из самых знаменитых полков? А не «включает ли он дурака» в местном обществе, изображая из себя туповатого солдафона, так что даже самая злобная старуха, которой все боятся, старается не трогать его?

Все учебники, все решебники, все сборники сочинений жестко придерживаются «политики партии и правительства», шаг влево, шаг вправо – побег, прыжок вверх – провокация. Умные школьники осознают это уже классе в 5-ом, наивные до 11-ого пытаются отстаивать свое мнение. А теперь представьте, как мучаются проверяющие ЕГЭ по литературе, оценивая ответы. Невозможно субъективный предмет формализировать, как, например, историю. При желании 90% выпускников смогут оспорить баллы этого ЕГЭ. Слава богу, выбирают его мало, спорят редко. Хотя могут.

И что делать с литературой? Убирать «Недоросля» и вставлять «Гарри Поттера»? Убрать Солженицына, вернуть Н. Островского? И дети будут это читать? И им это будет интересно?

В этом году меня глубоко поразил рассказ учителя литературы. Ее ученики – 11 класс, сильные дети – интересовались, откуда ее поколение списывало сочинения, если тогда не было ни Интернета, ни сборников сочинений. В то, что сочинение мы писали сами, они не поверили. В их кругу это не принято, писать самим, можно отойти от канона, а должно быть безукоризненно правильно.

Литература – это элитарный предмет для детей уровня выше среднего. Шекспир и «Вишневый сад» - это не для всех. Массовая же школа на таких детей абсолютно не ориентирована. Полагаю, что литературу постепенно будут ужимать так же, как сократили химию и биологию, до 1 часа в неделю. Вместо полноценного чтения книг будут обзоры писателей, их творчества и чтение маленьких отрывков из книг (2-3 страницы, больше не надо). Выбирать экзаменом будут по-прежнему 1-2 человека на район (исхожу из своего сельского района).