Живя в тени чужих идеалов, невозможно оценивать себя объективно. Мерилом успехов России в веках истории служили чужие идеалы и убеждения. Флёр романтизма западной цивилизации должен наконец-то уступить место собственным критериям.
Споры о том, кто истинный наследник Киевской Руси, рассорил братские народы. В качестве аргументов против Московии и России используются разные доводы. Одни утверждают, что Москва основана финно-уграми и не имеет никаких прав на славное прошлое варяжских завоевателей. Другие вспоминают про монголо-татарское иго и власть Золотой Орды.
Конечно, это всё было, но сути совсем не меняет. Согласно «Повести временных лет» варягов на княжение звали разные народы, в том числе меря и чудь. Эти народы историки относят к финно-угорам. Создание Москвы Юрием Долгоруким на месте проживания смешанных этносов никак не влияет на последующие события.
В эпоху Древней Руси царили другие устои и обычаи. Наций в современном представлении не существовало. Считалось нормой, что знатные роды одного происхождения правили людьми другой крови. Основой отношений служили вера и страты. Современному человеку стоит осознать тот факт, что общество IX века делилось на сословия и только это определяло права того или иного рода на власть.
Языческие жрецы не порождали смердов, а князья не занимались купеческими делами. Разделение на виды деятельности не предусматривало совмещения. Как земледелец мог работать на земле, если его руки были окроплены кровью врага? Ни жрец, ни крестьянин не имели права вести войну. Эта роль была отдана князю и его ратному войску.
Профессиональные войны совершали завоевательные походы и облагали другие территории данью. Купцы торговали и собирали вести со всего мира. Жрецы заботились о передаче знаний и нравственности народов. В таких условиях неважно было, где твоя столица, важна культура, язык и какого ты рода-племени.
Древнерусское государство существовало недолго и быстро пришло к периоду раздробленности. Размножившиеся князья вели бесконечные войны, создавая временные союзы и заговоры. Этот период кончился с приходом ордынского войска.
Период трёхсотлетнего ига принято винить в отсталости русского народа от народов западной цивилизации. Однако следует помнить, что именно монголы закончили братоубийственные войны на нашей территории. Они принесли мир и ту самую государственность, в которой мы живём. Важным здесь является не восторг свободы западного мира с его ценностями, а укрепление власти для появления полноценной государственности.
Так было угодно, что собирателем земель русских стал не Киев, который был уничтожен татарским нашествием, а затем заселён кочевыми народами, не Владимир с Тверью, а молодая Москва. Роль сборщика дани для монголов, превратила Москву в административный центр восточных славян.
Необходимо помнить и про роль Сергия Радонежского. С ним Москва стала сакральным центром русского православия. Нахождение на этих землях резиденции митрополита узаконивало власть. Таким образом, Византия признавала за московскими князьями права на владение древнерусскими землями, и именно поэтому здесь теперь был центр православия.
После Куликовской битвы Москва укрепила и свои политические притязания на лидерство. Ослабление ордынского государства и войны против тверских и владимирских князей только подчёркивали новые реалии. Женитьба московского князя на Софье Палеолог естественным образом подняла род московских князей над остальными князьями Руси. Теперь сам Господь заботился о Московском княжестве.
Продолжение следует...