Найти тему
Prophetmaster Audio

Усилитель мощности конца 70-х: Yamaha M-4

Yamaha M-4 - усилитель мощности, выпускался с 1978 года, стоил около 1000 Долларов США. К нему есть штатный предварительный усилитель: Yamaha C-4, прочитать статью про который, можно кликнув на название преда. Ко мне они приехали вместе, оба в рабочем состоянии, но со звучанием были проблемы у обоих. В УМ - окисленные контакты реле защиты, электролиты с уплывшими параметрами, шуршащие входные аттенюаторы, завышенный уровень постоянного напряжения на выходе и разный ток покоя в каналах. Еще, в оконечнике были установлены нештатные акустические разъемы, точнее стальные болты с гайками в пластине из оргстекла.

Самодельные терминалы для АС
Самодельные терминалы для АС

Вот, не лень кому-то было фрезеровать такие вкладки из оргстекла, но при этом, могли бы взять медные, или хотя бы латунные болты:))) Естественно, что это было первое, что я отковырял от оконечника и поставил туда не шибко дорогие, но вполне себе нормальные клеммы:) Для этого пришлось изготавливать пластину-держатель из черного пластика.

Акустические терминалы
Акустические терминалы

Компоновка УМ похожа на другие оконечники Yamaha того времени, но можно отметить, что в более поздних моделях платы с радиаторами развернуты радиаторами к блоку питания, что является более правильным, с точки зрения защиты от помех.

Yamaha M-4, вид изнутри со стороны верхней крышки
Yamaha M-4, вид изнутри со стороны верхней крышки

На фото выше снят экран, который закрывает основные электролиты и часть трансформатора. В полностью собранном виде это выглядит так:

Yamaha M-4, вид изнутри со стороны верхней крышки
Yamaha M-4, вид изнутри со стороны верхней крышки

В оконечнике 28 мелких электролитов, которые были заменены на Nichicon разных мастей, так как их параметры уже сильно далеки от нормы. Большие банки (15000 мкФ\75 В Nichicon) в полном порядке, их не стал менять.

Вил изнутри со стороны передней панели
Вил изнутри со стороны передней панели

Усилитель работает в классе АВ с небольшим током покоя, порядка 30 мА на пару. В выходном каскаде каждого канала по две пары мощных транзисторов в металлических корпусах ТО-3. То есть, суммарный ток покоя 60 мА

Выходные транзисторы.
Выходные транзисторы.

Схему одного канала УМ прилагаю:

-8

Технические параметры, заявленные производителем:

-9
-10
-11

После замены электролитов, чистки и смазки входных аттенюаторов, а также отмачивания в химии контактных групп выходных реле (их 2 штуки), приступил к настройке параметров по сервис мануалу, который есть в бесплатном доступе. Проверке и настройке подлежат 5 параметров: ток покоя, симметрия питающего предварительные каскады стабилизированного напряжения, уровень постоянного напряжения на выходе, уровень воспроизведения индикаторов и индикация ими перегрузки.

Ток покоя потребовал небольших подстроек, а постоянное напряжение на выходе было очень высокое: 860 мВ в левом канале и 330 мВ в правом, при норме не выше 10 мВ. Не зря были жалобы на щелчок в АС при подключении реле:). Удалось выставить 3 - 5 мВ и ноль держится достаточно стабильно. Что интересно, после замены электролитов симметрия стабилизированного питания восстановилась сама, даже не пришлось ничего крутить.

Yamaha M-4, Вид со стороны тыловой панели
Yamaha M-4, Вид со стороны тыловой панели

Сзади у него все лаконично и просто - входные RCA, входные аттенюаторы, выходные акустические терминалы, а также переключатель AC\DC - вход через разделительный конденсатор (AC) или напрямую (DC).

Фото входной части покрупнее:

Входная часть
Входная часть

Слушал его как отдельно, так и вместе с штатным предом Yamaha C-4:

Yamaha C-4 + Yamaha M-4
Yamaha C-4 + Yamaha M-4

Могу сказать, что этот комплект мне показался очень хорошим и есть соответствие качества звука между предом и оконечником, что бывает не часто. Обычно, пред ниже классом.

Двухблочник имеет хорошее музыкальное разрешение, есть заметная эмоциональная подача, строит сцену и локализует источники звука. Отдельно УМ, подключенный напрямую к источнику, имеет разрешение чуть выше, но сцену чуть уже, а вообще звук похож.

Но хочу отметить сразу: чтобы комплект заиграл, с ним придется хорошо повозиться. В исходном состоянии слушать его не было никакого интереса, особенно с предом - унылое г... Ничего удивительного, ему уже 45 лет:)

Загрузил небольшое видео для наглядности, не для оценки звука - записано на смартфон.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото и видео мои.

Добавил эту статью сюда: Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Винтажные полные усилители в моих обзорах

Мои статьи о кассетных деках

Цифровые источники звука в моих обзорах

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Моя коллекция аудиокассет

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)