С каждым из нас было такое. Какой-то неожиданный звук, внезапно возникший силуэт сбоку, вспышка света и многое чего еще может вызвать острую рефлекторную реакцию. Мы вздрагиваем, пугаемся, защищаемся, появляется гусиная кожа и все такое прочее.
Но есть люди, у которых все эти реакции многократно усилены. Еще в XIX веке было описано довольно редкое заболевание — «Синдром прыгающих французов Мэна». Название кажется странным, особенно если учесть, что обнаружили и описали его вовсе не во Франции, а в районе озера Мусхед штата Мэн в США.
Просто первым пациентом, которого описали, был француз, а американцы всегда к ним относились довольно высокомерно (потомки англичан же).
Так вот, это заболевание характеризуется чрезмерно усиленной реакцией на внезапные раздражители, которую можно описать как «неконтролируемый прыжок». Люди, имеющие подобное заболевание, на любой, даже самый безобидный, раздражитель выдают сверхэмоциональную реакцию и могут делать внезапные движения всем телом.
Синдром был описан Джорджем Миллером Беардом в 1878 году. Беард писал, что люди с этим заболеванием могут повиноваться любой команде, внезапно данной, даже если это означает ударить близкого человека. Они реагировали аномально на любые внезапные стимулы.
Наиболее распространенными и менее интенсивными симптомами были прыжки, крики и удары. Эти люди проявляли невероятные вспышки и многие описывали себя как щекотливых и застенчивых. Другие случаи включали эхолалию (повторение вокализаций, сделанных другим человеком) и эхопраксию (повторение движений, сделанных другим человеком).
Было изучено 50 случаев, обнаруженных в отдаленных районах на севере штата Мэн. Из них 14 были обнаружены в четырех семьях. Еще один набор случаев был найден в одной семье, где отец, его два сына и два внука проявляли «прыгучее» поведение, что дает основания полагать, что это наследственное семейное заболевание.
Но, как выяснилось позже, подобный синдром ранее (в 1844 г.) описан у бурят, проживающих на берегах реки Лены, а в 1868 г. врачом Н. Кашиным — у якутов. «Прыгающие люди» описаны также в Малайзии, Индии, Сомали, Йемене, на Филиппинах.
Ну и раз речь пошла о французах, расскажу об одном из великих французских изобретений — виселице-многостаночнице.
Во Франции казнить соотечественников всегда было стандартным способом развлечения и наказания за что угодно. Зачем содержать преступников в тюрьмах за счет казны, когда можно их тупо отправить на тот свет?! Палачи там никогда не сидели без дела, мало того, во время очередных массовых мероприятий хронически не справлялись с возложенными на них функциями, даже работая сверхурочно.
В связи с чем в XIII веке недалеко от Парижа была построена гигантская виселица Монфокон, до наших дней, к счастью, не сохранившаяся. Монфокон был разделен на ячейки вертикальными столбами и горизонтальными балками и мог служить местом казни для 45 человек одновременно!
По замыслу создателя сооружения де Мариньи, советника короля, вид множества болтающихся тел на Монфоконе должен был отрезвляюще действовать на публику и предостерегать французских (и прочих) верноподданных от преступлений.
Я не особо верю в немедленную карму, но как иначе объяснить тот факт, что в конце концов сам де Мариньи был повешен именно на этой виселице. Задумался ли он над превратностями судьбы, заходя на свое же сооружение в другом качестве, нам уже никогда не узнать.
А ведь в России с древнейших времен в ходу была поговорка про яму!