С момента своего появления на свет Aston Martin была вынуждена постоянно идти против течения и бороться за выживание. Aston Martin была основана в 1914 году предпринимателем Лайонелом Мартином, давший компании имя в честь своей победы в гонках "Астон-Клинтон" 1913 года на автомобиле собственной сборки. Поскольку средств, необходимых для запуска производства, у Мартина не было, он взял себе в партнеры Ричарда Брэмфорда. Первая мировая война помешала осуществлению планов Мартина. В годы войны компания выпускала не более 14 машин в год, и Брэмфорд, обманутый в своих ожиданиях, вышел из дела. Тогда Мартин обратился к польскому миллионеру Луи Сборовскому, увлекавшемуся автомобилями, но финансирование закончилось, не успев начаться, в связи с неожиданной трагической кончиной Сборовского. Когда Лайонел Мартин уже собирался объявить себя банкротом, на сцене появилась богатая семья Бенсон, купившая марку и назначившая Мартина техническим директором. Aston Martin перестал принадлежать своему основателю, но именно с этого момента начинается один из лучших периодов в истории компании. Модели Internacional, Le Mans и Atom принесли Aston Martin славу. Увы, Вторая мировая война в очередной раз парализовала деятельность компании, которая оказалась на грани банкротства. Бенсоны не хотели продолжать дело и продали Aston Martin энергичному предпринимателю Дэвиду Брауну. Этот человек стал символом второго "золотого периода" Aston Martin и подарил компании новую жизнь.
Дэвид Браун
Браун родился 10 мая 1904 года в Хаддерсфилде (графство Йоркшир, Великобритания) в семье, тесно связанной с промышленностью и инженерным делом. Уже в 17 лет Браун управлял семейным бизнесом по производству тракторов и сельскохозяйственной техники. Полученный опыт пригодился ему позже, когда он возглавил настоящую "автомобильную империю". Успешная деятельность семейных предприятий и удачные вложения позволили объединить под его началом самые разные предприятия: от конюшен скаковых лошадей до судоходных компаний. На Брауна работало более 20 тысяч человек. Дэвид Браун любил скорость: он умел управлять самолетом, участвовал в гонках на автомобилях и мотоциклах. Именно любовь к скорости заставила его приобрести в 1947 году британскую марку Lagonda, а еще через несколько месяцев-Aston Martin. Браун заплатил Бенсонам за Aston Martin 20 тысяч фунтов стерлингов. 1957 год стал одним из лучших в жизни Брауна. Его лошадь выиграла Челтнемский золотой кубок, а Aston Martin Mk III принес ему победу на "24 часа Ле-Мана".
Серия DB
Первым автомобилем Aston Martin Дэвида Брауна был двухлитровый DB1: всего было изготовлено 15 образцов. За ним последовали DB2, DB2\4 Touring. Последняя модель спроектирована одноименной итальянской фирмой. Именно итальянцы принесли Брауну и группе Aston-Lagonda первый успех, оказав огромную помощь в работе с DB4. Используя свои обширные связи, магнат добился, чтобы эта модель попала на большой экран в качестве машины секретного агента Джеймса Бонда, и закрепил успех марки, предоставив DB5 для съемок следующей серии "бондианы". Модель DB6, последняя под аббревиатурой DB, была снабжена рядным шестицилиндровым двигателем, созданным для DB4. Затем наступила эпоха автомобилей серии DBS, оснащавшихся двигателями V8 нового поколения. Эта серия должна была побить основных конкурентов Aston Martin-Ferrari и Maseratti. После появления DBS V8 при жизни Брауна Aston Martin под его именем больше не выпускался. DB7 появился в 1993 году практически сразу после смерти "второго отца" Aston Martin.
И снова тяжелые времена
В 1972 году предприниматель решил избавиться от Aston Martin и Lagonda. Его увлечение гонками не принесло никаких положительных результатов, зато загнало компанию в долговую яму. Неудачи в спорте не позволили вернуть вложенные в команду Aston Martin деньги и ударили по имиджу марки, существенно снизив продажи. Aston Martin купила Company Developments, и для компании снова начались тяжелые времена. В 1968 году королева Великобритании пожаловала Дэвиду Брауну титул кавалера ордена Британской империи, что, впрочем, не помешало автомобильному магнату провести последние годы жизни далеко от Лондона-в налоговом раю Монте-Карло. В 1980 году Браун женился в третий (и последний) раз на модели Пауле Бентон Стоун, которая была младше его на 48 лет. В сентябре 1993 года в возрасте 89 лет сэр Дэвид Браун скончался.
"Сестра" Lagonda
До 1947 года никто и подумать не мог, что такие разные английские марки, как Aston Martin и Lagonda, могут объединиться. Мало кто верил в успех. И только Дэвид Браун с его даром организатора был способен сделать из этих двух компаний лучшего автопроизводителя Великобритании. Когда после ухода Брауна Aston Martin и Lagonda, сменив ряд владельцев, перешли в собственность Ford Motor Company, они окончательно превратились в одну компанию и название Lagonda исчезло. Но история марки Lagonda стоит того, чтобы о ней рассказать. Lagonda была основана в 1906 году американцем Уилбуром Ганном в Стайнс (Мидлсекс, Великобритания). Ганн назвал компанию в честь реки, протекающей неподалеку от его родного города Спрингфилд (Огайо, США). Уилбур хорошо разбирался в мотоциклах и мечтал заняться их производством. В 1905 году он выиграл гонку Лондон-Эдинбург. Несмотря на то, что сам Ганн и его компания отдавали предпочтение двухколесному транспорту, в 1907 году он построил автомобиль, установив на него шестицилиндровый двигатель мощностью 20 л.с., и назвал его Torpedo. Через три года, после победы в гонке Москва-Санкт-Петербург, к Ганну стали поступать заказы из России, что заставило его забыть о мотоциклах и сосредоточится на выпуске автомобилей. Незадолго до Первой мировой войны Ганн взялся за производство небольшой модели 11.1 с монококом и четырехцилиндровым мотором объемом 1000 см. Уже после войны объем двигателя этой модели увеличился до 1400 см, что обеспечило высокий спрос и позволило Lagonda пережить трудный послевоенный период. Первый спортивный автомобиль Lagonda появился только в 1925 году. Вслед за моделью 11.9 была создана версия 14\60, снабженная четырехцилиндровым двигателем объемом 1954 см с двумя распределительными валами и полусферическими камерами сгорания. Дизайн был выполнен Артуром Дэвидсоном из Lea-Francis, осуществлявшим все последующие модернизации этой модели. В 1927 году автомобиль получил новый двигатель объемом более двух литров. Следующим "подарком" стал кузов 16\65 с шестицилиндровым двигателем объемом 2400 см, выпускавшийся с 1926 по 1930 год. В конце 20-х годов появилась очередная модификация с рядным шестицилиндровым трехлитровым двигателем. За ней последовала версия 1933 года, получившая двигатель объемом 3181 см и сложную восьмиступенчатую коробку передач. В 1933 году началось производство модели 16-80 с двигателем Crossley и коробку передач с преселектором и маленькой модели с двигателем объемом 1087 см, получившей имя Rapier. В 1938 году производство Rapier выделилось в самостоятельную компанию Rapier Cars в Хаммерсмите (Лондон, Великобритания). На противоположном конце линейки находились М45 и M45R Rapier, снабжавшиеся шестилитровым двигателем Meadows объемом 4467 см, выигравшие "24 часа Ле-Мана" 1935 года. Несмотря на спортивные успехи, финансовое положение компании оставляло желать лучшего, и в том же 1935 году она была приобретена Аланом Гудом. Новый собственник Lagonda нанес тяжелый удар Rolls-Royce, переманив к себе Уолтера Оуэна Бентли, настоящего инженерного гения и основателя Bentley Motors, на тот момент уже принадлежавшей Rolls-Royce. Бентли взялся сконструировать новый 4,5-литровый двигатель и сделать конкурентоспособными LG45 и LG45R Rapide. Вершиной его деятельности стал LG6 с независимой передней подвеской, торсионом, гидравлическими тормозами и двигателем V12 объемом 4480 см и мощностью 180 л.с. После Второй мировой войны и тяжелого для всей автомобильной промышленности послевоенного периода Гуд продал Lagonda Дэвиду Брауну, и тот перевел производственную базу на фабрику Aston Martin. Линейку автомобилей Lagonda продолжила модель, созданная Бентли в 1948 году. Она была оснащена рядным шестицилиндровым 2,6-литровым двигателем с двойным распределительным валом, конструктивно новым шасси и полностью независимой подвеской. Новый двигатель оказался настолько удачным, что Aston Martin использовала его в качестве базового на протяжении целого ряда лет. Начиная с этого момента, Lagonda постепенно исчезла как марка. Редкие модели и прототипы компании появлялись на публике вместе с названием Aston Martin. Так произошло с Rapide в 1961 году и базой для AM V8 в 1976 году, Vingale 1993 года и AM Virage 1994 года.