Найти тему
Первые впечатления

Брайан, Роджер и Джон в общем интервью

В 80-е годы интервью с участниками Queen мечтало получить каждое уважающее себя музыкальное издание. Поэтому американский журнал «Musician and Recording World» посчитал большой удачей в 1984 году интервью сразу с тремя музыкантами группы – Брайаном Мэем, Джоном Диконом и Роджером Тейлором. Тогда речь зашла о недавнем выпуске Queen альбома «The Works», а также о сольных проектах всех участников группы, в том числе Джона Дикона в его коллаборации с ямайскими музыкантами. Звучит многообещающе? Тогда посмотрим на содержание этой публикации.

«Queen всегда относились к тем коллективам, над которыми любят издеваться критики; однако в своих бесстрашных тезисах журналисты старательно обходят то, что перед нами одна из самых успешных и популярных групп в истории. Впрочем, под сомнение всегда ставится не музыкальность Queen, а их зависимость от студийных техник. До недавнего времени группа отказывалась от синтезаторов, предпочитая сложные эффекты и наложения, что вызывало значительные трудности при воспроизведении этой музыки на сцене.

С наложениями или без, в студии или вживую, Queen, безусловно, заслуживают уважения. Брайан Мэй, несомненно, - один из самых инновационных рок-гитаристов, который извлекает самые немыслимые звуки из своей гитары ручной работы "Red Special", которые варьируются от легкого джаза до звуков ревущего двигателя. Фредди Меркьюри (чей вокал, возможно, основан на подражании Лайзе Миннелли, чем Роджеру Долтри) легко может дать фору многим конкурентам. Добавим к этому, что голос Фредди успешно воспроизводит как тяжелые, роковые вещи, так и очень медленные баллады. Кроме того, у этой группы есть мощная (возможно, недооценённая) ритм-секция в лице бас-гитариста Джона Дикона и барабанщика Роджера Тейлора.

Queen образовались в 1971 году, когда Мэй и Тейлор, тогда игравшие в группе Smile, объединились с Меркьюри, солистом Wreckage. Последним в группу пришел Джон Дикон. Они упорно репетировали в течение двух лет, прежде чем выпустили свой дебютный одноименный альбом в 1973 году. И уже в следующем году "Melody Maker" признала их группой года, поставив их выше таких гигантов, как The Who и Led Zeppelin. В 1977 году Англия находилась под негативной властью минималистического панка, поэтому Queen подверглись особенно беспощадной критике из-за своих музыкальных и театральных "излишеств". Однако в том же 1977 году британская фонографическая индустрия признала "A Night at the Opera" лучшей студийной записью за последние 25 лет. В 1981 году Queen выступили перед самой многообещающей аудиторией в истории рока: речь идет о концерте в Сан-Паулу, Бразилия, который посетили 130 000 человек.

-2

Тем не менее в 1982 году судьба группы довольно резко изменилась. Тогда они выпустили альбом "Hot Space", в котором был сделан акцент на R&B и танцевальную музыку; и это едва не стоило Queen короны. Его коммерческий неуспех привел к некоторой напряженности, и на фоне неизбежных слухов о распаде группы участники Queen решили взять творческий отпуск. Брайан Мэй вместе с Эдди Ван Халеном записал мини-альбом "Star Fleet Project", а Джон Дикон в коллаборации с ямайскими музыкантами – весьма неожиданную рэп-пластинку "Picking Up Sounds". Кроме того, Роджер Тейлор записал свой второй сольный альбом под названием "Strange Frontier". Тогда же Фредди Меркьюри решил объединить творческие усилия с Майклом Джексоном, а потом и с Джорджо Мородером, чтобы спродюсировать еще неизданный материал.

В августе прошлого года Queen снова собрались вместе. Не так давно подписав контракт с Capitol Records в США, они начали работу над тем, что, по их собственным словам, должно будет стать самым важным альбомом за 13-летнюю карьеру группы. После пяти месяцев, проведенных в студиях "Musicland" в Мюнхене и "Record Plant" в Лос-Анджелесе, а также в их собственной студии в Монтре, "The Works" наконец-то был выпущен на улицы, и его ждал там огромный успех. Первый сингл "Radio Ga Ga" стартовал в британских чартах с 4 места.

Вопрос: «"Bohemian Rhapsody" стала одной из первых песен, на которые был снят настоящий видеоклип. Как у вас появилась эта идея?»

Роджер Тейлор: «На самом деле это было первое рок-видео как таковое. Это была наша собственная идея».

Джон Дикон: «В то время мы знали, что отправимся в турне по Англии, поэтому всем было очевидно, что у нас не будет времени на телепрограмму "Top of the Pops". На этом фоне было решено снять какое-нибудь видео, которое помогло бы нам быть на месте».

Роджер Тейлор: «Мы сняли это во время последней ночи репетиций. Съемки заняли около четырех часов, и когда все закончилось, все сели в автобус и поехали в Ливерпуль, где прошло наше первое выступление в рамках тура "A Night at the Opera"».

Джон Дикон: «Все это было довольно приятно, поскольку прошло очень быстро».

-3

В.: «Многие группы жалуются, что на создание видео уходит почти столько же времени, что и на запись песни. Это справедливо в отношении Queen?»

Роджер Тейлор: «Ну, мы больше не работаем с той же интенсивностью, что раньше, так что все не так уж плохо. И мы больше не придерживаемся плана "запись альбома – концертный тур – следующий альбом". Около двух лет мы не соблюдаем этот график. И мы взяли отпуск на один год. Тогда мы решили не записывать еще один альбом, пока не придет нужное время. Если быть полностью честным с вами, то, что мы сейчас делаем, рекламная работа, является для нас самой трудной частью профессии».

Джон Дикон: «Это намного сложнее, чем записывать или выступать».

Роджер Тейлор: «Умственное напряжение просто доканывает вас».

Брайан Мэй: «Рекламная работа может оказаться исключительно сложной, когда вы находитесь в туре».

В.: «Я легко могу представить, что вербальная часть этого бизнеса может быть действительно обременительной для ваших голосов, учитывая, что Queen использует столько сложных вокальных гармоний, например, в той же "Bohemian Rhapsody"».

Роджер Тейлор: «Это действительно может быть очень болезненно. От природы у меня довольно высокий голос, но это именно то, что мы называем "работать с усилием"».

В.: «Как вы поддерживаете это от шоу к шоу?»

Брайан Мэй: «Теперь мы более продуманно подходим к графику выступлений. Мы больше не даем пять концертов в неделю».

Роджер Тейлор: «Голос Фредди очень мощный, и на протяжении всего шоу ему приходится очень несладко. Вот почему мы не даем больше трех концертов подряд, и у нас есть как минимум один выходной между выступлениями в городах».

Джон Дикон:«Но в действительности гораздо хуже, когда у тебя есть несколько выходных, поскольку так можно потерять концентрацию. Лично я бы предпочел играть семь дней в неделю».

Роджер Тейлор: (Смеется) «Да, но шоу, которые мы устраиваем, очень энергичные, хотя мы и не помешаны на фитнесе. Сам тур будет поддерживать вас на плаву. И мы не из тех групп, которые предпочитают выбегать из здания сразу после концерта. Нам нравится оставаться в гримерке, расслабляться и критиковать выступления друг друга (Смеется). Так мы восстанавливаем силы».

В.: «В последнем туре к вам присоединился еще один клавишник Фред Мандель, поскольку вы стали уделять особое внимание клавишным. В следующем туре это повторится?»

Роджер Тейлор: «Не думаю, что нам удастся заполучить Фреда Манделя. Прямо сейчас он занят с Элтоном Джоном. Это очень хороший клавишник, и он оказал огромное влияние на наше звучание. Он действительно снял груз с плеч Фредди».

Брайан Мэй: «У нас почти наверняка будет дополнительный участник, поскольку это стало неотъемлемой частью нашего звучания».

Джон Дикон: «Вероятно, мы отправимся в тур в поддержку "The Works", но пока мы не знаем, где и когда это произойдет».

В.: «Кто на самом деле играл на синтезаторе на альбоме "The Works"?»

Джон Дикон: «Мы все понемногу. Тогда мы использовали синтезаторы Oberheim OB-X и Fairlight».

В.: «Как я понимаю, вы записали большую часть материала в Мюнхене, хотя у вас есть собственная студия в Монтре. Почему запись проходила не там?»

Роджер Тейлор: «Хороший вопрос…»

Джон Дикон: «Парень, с которым мы это записывали, Мак, живет в Мюнхене, и там он чувствует себя по-настоящему комфортно. На самом деле он только что купил там студию».

Роджер Тейлор: «Но все-таки мы немного поработали в Монтре. Наша студия там действительно хороша, хотя сам город для нас немного тесноват. Кроме того, за все эти годы мы по-настоящему полюбили Мюнхен. Это действительно очень красивый город».

Брайан Мэй: «В самом начале работы над альбомом иногда полезно оказаться в другой ситуации. Я думаю, мы слишком хорошо изучили Монтре».

В.: «Вы записали что-нибудь из "The Works" в той студии?»

Роджер Тейлор: «Достаточно много. Часть песен мы так и не использовали, но большую часть творческой работы мы проделали в студии».

В.: «Что произойдет, если вы вдруг придете в студию и так и не сможете придумать ничего креативного?»

Роджер Тейлор: «Мы начнем грызть ногти».

Брайан Мэй: «Каждый из нас пишет песни, так что обычно у нас не случаются подобные моменты».

В.: «Чья идея была взять часть "Vesti la giubba" (из оперы "Паяцы") для вступления к "It's a Hard Life"?»

Брайан Мэй: «Это была идея Фредди. Он действительно любит оперу, и мы подумали, что это прекрасно впишется в его образ».

В.: «Это была идея Фредди развить стиль рокабилли "Crazy Little Thing Called Love" в песне "Man on the Prowl" из альбома "The Works"?»

Брайан Мэй: «Верно, это снова был Фредди. Очень сильное влияние на него оказал ранний Элвис, и его голос прекрасно подходит к этому».

В.: «Кроме того, как я понимаю, он поработал с Майклом Джексоном».

Роджер Тейлор: «Они что-то создавали вместе, вместе записали несколько песен».

Джон Дикон: «Я не думаю, что они записали что-то на виниле».

Роджер Тейлор: «Им пришлось заняться другими проектами, поэтому они так и не закончили. Но я слышал эти песни, и считаю, что они очень хороши».

В.: «Как вы думаете, они появятся на следующем альбоме Queen?»

Роджер Тейлор: «На самом деле я не знаю. Одна из них должна была войти в альбом "Thriller", но они так и не закончили её».

В.: «Говорят, Фредди работает над чем-то с Джорджо Мородером».

Брайан Мэй: «Да. Так получилось, что мы были знакомы с Джорджо некоторое время – мы познакомились в Лос-Анджелесе – и он купил права на некоторые пересъемки "Метрополиса", фильма Фрица Ланга 1927 года, действительно замечательного немого фильма. Он пишет для него музыку и восстанавливает его, используя собственные ресурсы, и находит определенные фрагменты, которые потерялись за эти годы. Мы посмотрели фильм в том виде, который был у него, и это в какой-то степени было связано с нашими идеями. Мы подумали, что было бы неплохо использовать фрагмент фильма в рекламном видео. И Джорджо сказал нам: «Хорошо, но при условии, что Фредди споет одну из песен в фильме». После этого он прислал композицию под названием "Love Kills". Однако Фредди не очень хотелось петь её такой, какой она тогда была, поэтому он в значительной степени переписал её; на самом деле мы все поработали над ней».

Роджер Тейлор: «Так что это было похоже на обмен. Мы использовали некоторые кадры "Метрополиса" для клипа "Radio Ga Ga"».

Кадр из клипа "Radio Ga Ga"
Кадр из клипа "Radio Ga Ga"

В.: «Я не совсем понимаю текстовую основу этого сингла. Queen никогда не казались мне группой, у которой были какие-то проблемы с попаданием в эфир радиостанций».

Роджер Тейлор: «Американцы, похоже, действительно воспринимают это так, хотя на самом деле песня не об этом. Она рассказывает о том, что радио уже не так популярно, как раньше. Возможно, в тексте есть немного мусора, но речь идет не о трансляции в эфире или отключении радио. Радио в Америке стало слишком формализованным, и это не то, что было раньше. Эту песню можно назвать исторической. Когда-то радио играло очень важную роль, хотя песня не указывает точные сведения. Теперь видео почти так же важно, как и музыка. Поэтому вполне естественно, что нам пришлось снять клип на эту песню! Ирония судьбы, не правда ли?»

Джон Дикон: «Для меня это единственный недостаток MTV. Каждый раз, когда вы слышите песню, вы автоматически воспроизводите видео».

Брайан Мэй: «Мне, например, очень нравится Toto (американская рок-группа, образованная в Калифорнии в 1977 году. – Прим. пер.), но мне не нравятся их видео. Это отличные музыканты, но их музыка не очень хорошо переносится на видео».

В.: «Оглядываясь назад, "Hot Space" точно нельзя назвать вашим самым популярным альбомом».

Роджер Тейлор: «Ваше здоровье».

Брайан Мэй: «Именно так».

В.: «Как вы думаете, что здесь было не так?»

Джон Дикон: «Если вы имеете в виду продажи большого числа пластинок, то с этим, действительно, было что-то не так».

В.: «Вы были довольны этим диском?»

Джон Дикон: «Да, когда мы выпускали его».

Роджер Тейлор: «Это было другое направление, совсем не то, что люди хотели услышать от Queen. Возможно, он был выдержан только в одном стиле. Он не был таким разнообразным, как большинство наших альбомов. И здесь не было такого тяжелого звучания, как раньше».

Брайан Мэй: «Я думаю, мы выбрали исключительно неподходящее время для его выпуска. Вся окружающая атмосфера не располагала к этому. Многие беспокоились, что рок скоро будет вытеснен диско. И люди говорили нам, что, если бы мы выпустили его годом позже, все было бы в порядке. Но я полагаю, что альбом получился не таким хорошим, каким мы могли бы себе позволить. Вот почему мы не торопились с этим. Тем не менее в "Hot Space" нет ничего, о чем я сожалею».

В.: «Если говорить об оборудовании, здесь вы действительно ничего не меняли за последние 12 лет».

Брайан Мэй: «Да».

В.: «Насколько я знаю, сейчас Guild работает над гитарой для Брайана Мэя».

Брайан Мэй: «Так и есть. Я очень взволнован этим, и они и правда проделали прекрасную работу. Я думаю, что она будет готова примерно через четыре месяца».

В.: «И вы все еще пользуетесь усилителем Vox AC30?»

Брайан Мэй: «Это усилитель с очень чистым и приятным звучанием. Он действительно мне очень нравится».

В.: «Джон, вы все еще используете гитары Fender Precision?»

Джон Дикон: «Да».

В.: «Вы когда-нибудь пробовали что-то другое?»

Джон Дикон: «Да, но точность Fender позволяет мне чувствовать себя комфортно. У меня есть и другие гитары, но с такой точностью вы просто подключаете её и получаете отличный звук, в том числе в студии».

В.: «Роджер, похоже, вы добавили Simmons (электронные барабаны британского производства. – Прим. пер.) в свою коллекцию».

Роджер Тейлор:«На самом деле я использую их уже несколько лет».

В.: «Кажется, многие на вашем месте страдают от игры на барабанах. Для вас игра на Simmons является физически болезненной?»

Роджер Тейлор:«Да, они очень болезненны для запястий, но дело не только в мышцах, которые я задействую, когда играю, сколько в самом движении запястий. И теперь у Simmons есть этот специальный набор, где барабаны покрыты пенопластом. Есть также особый способ воспроизведения, при котором вам на самом деле не нужно играть. Я могу задействовать секвенсор (устройство или программу для записи и редактирования звуков. – Прим. пер.), и в таком случае от вас требуется только нажимать на кнопки. Я использую его в сочетании с новым устройством Linn».

В.: «Звучит так, что здесь можно выполнять значительно меньше работы».

Роджер Тейлор:«Так и есть».

В.: «В песне "More of That Jazz" (альбом "Jazz" 1978 года. – Прим. пер.) есть такие строки: «Нас волнует только футбол. Только ради денег мы играем рок-н-ролл». Что вы имели в виду при этом?»

Роджер Тейлор: «Это было воспринято совершенно неправильно. На самом деле в этом много иронии. В действительности я не люблю футбол. Наверное, в то время я попытался быть слишком умным. Хотя на самом деле я имел в виду обратное».

Брайан Мэй: «Нам очень сложно быть ироничными в наших композициях. Кажется, люди всегда воспринимают это неправильно, как было в случае с "Radio Ga Ga". Это действительно сложнее, чем вы думаете, если вы, конечно, не Боб Дилан, который многое может сказать с иронией. Кажется, нам такое никогда не сойдет с рук».